Фильмы из программы "Послания к человеку" покажут в Москве
XXVII Международный фестиваль "Послание к человеку", который сейчас проходит в Санкт-Петербурге, представит зрителям города на Неве шедевры современного документального и экспериментального кино, а также две авторские ретроспективы - Бориса Добродеева и Хелены Тржештиковой. При этом фильмы чешского режиссера-документалиста Тржештиковой будет также доступны столичной публике в рамках так называемой "московской ретроспективы", с 18 по 22 сентября.
Благодаря своему уникальному видению профессии режиссера Хелена Тржештикова является особой фигурой в чешском - и шире - европейском кинематографе. Техника "длительного наблюдения”, требующая огромной самоотдачи и временных затрат, позволяет зрителям по новому взглянуть не только на искусство кино, но и получить уникальный личный опыт осмысления жизни героев, когда события и наблюдения долгих лет получают свое спрессованное выражение в формате фильма.
Опыт Хелены Тржештиковой в избранном амплуа поистине велик и насчитывает более сорока лет. А если попытаться суммировать годы жизни героев четырех из пяти фильмов, представленных в рамках ретроспективы, то окажется, что они охватывают почти целое столетие - 96 лет. Своеобразным исключением из правила представляется фильм 2016 года выпуска "Обреченная красота" (Zkáza krásou), так как в нем за основу взяты существовавшие на момент съемок архивные материалы.
"Семейная история" (Strnadovi), последняя на настоящий момент работа Тржештиковой, будет показана в России впервые. Это - уникальное в своем роде продолжение документального сериала "Семейные истории", который был представлен телезрителям Чехословакии в 1987 году и охватывал шесть лет жизни шести семейных пар. Все эти тридцать лет со времени показа своего масштабного проекта Тржештикова внимательно наблюдала за судьбой одной из семей, Иваны и Вацлава, и в 2017 году представила результаты своего кропотливого труда, освещающего 35 лет совместного бытия супужеской четы.
"Частная вселенная" (Soukromý vesmír), картина, также завершенная недавно, представляет собой редкое свидетельство жизни еще одной семьи - Петра и Яны Кеттнер и их детей. Тридцать семь лет, о которых пойдет речь в картине, несомненно, представляют особый интерес для отечественной публики, так как личные перипетии семейства будут сперва разворачиваться в стабильной социалистической Чехословакии, затем эту эпоху сменят бурные перемены конца 80-х, а далее - современная нам эпоха, когда Чехия и Словакия начинают раздельное существование, и в таком качестве становятся государствами-членами ЕС.
"Рене" (René), остросоциальная драма, где главный герой - рядовой молодой человек, дитя своего времени. События его сознательной жизни имеют достаточно большую амплитуду - двадцать лет наблюдений показывают его скитания между тюрьмой и жизнью на воле. Особый драматизм ситуации сообщает тот факт, что жизнь вокруг быстро меняется, и Рене не в состоянии себя в ней обрести. Единожды выброшенный за борт, он продолжает находиться на обочине существования подобно многим другим и, что горше всего, зачастую добропорядочным личностям, чье взросление, к несчастью, выпало на эпоху перемен, к которой не было готово ни государство, ни общество.
Эмоционально связан с "Рене" фильм "Катька" (Katka). В начале повествования зритель знакомится с 19-летней девушкой по имени Катька, попавшей под тоталитарный диктат героиновой зависимости. Долгие 14 лет камера Тржештиковой неотступно следует за героиней, неустанно пытаясь запечатлеть искренние попытки девушки избавиться от пагубной привычки и начать новую жизнь. Однако с течением времени оказывается, что осуществимость чудесного избавления от смертоносного наваждения без значимых усилий с ее стороны приобретает все более иллюзорный характер, хотя в глазах самой Катьки такое самоуспокоение не выглядит опасным.
Еще один фильм, "Обреченная красота" (Zkáza krásou), рассказывает о жизни и судьбе чешской киноактрисы Лиды Бааровой, ставшей любовницей Геббельса и узнаваемым лицом кинематографа гитлеровской Германии. Основным материалом для этого фильма послужили не наблюдения режиссера как таковые, а монтаж из архивных кадров, фрагментов фильмов и интервью, которые Тржештикова брала у престарелой актрисы Бааровой в 1995 году. В отличие от тенденциозного байопика Филипа Ренча ("Лида Баарова" / Lída Baarová), показанного в Москве на фестивале чешского кино прошлой осенью и рисующего актрису трагической жертвой обстоятельств, Тржештикова занимает бескомпромиссную личную позицию. Ни экранный портрет, ни моральный облик своей героини режиссер не пытается ретушировать, показывая во всех отношениях малосимпатичную женщину, не особо раскаивающуюся в выборе, определившем многое в ее жизненном пути.
23 и 24 сентября в Москве можно увидеть и фильмы из основного конкурса. Помимо двух показов - сборника короткого метра и победителя фестиваля, имя которого станет известно позднее 22 сентября, кинолюбы смогут познакомиться с новой работой датчанки Эвы Мулвад "Современный человек" (А Modern Man), рассказывающей об идеальном человеке современности, воплощенном в личной истории некоего Чарли Сайма. Представленный образ проливает свет на ожидания общества от своих членов в наши дни, а также в красках рисует дилемму внутреннего выбора, определяющего настоящее и будущее личности, столь во многом похожей на рядового представителя современного западного мира.