В рамках операции "Анубис" Гражданская гвардия Испании задержала 14 человек, в основном высокопоставленных чиновников. Среди них и генеральный секретарь министерства экономики автономии Жозеп Мариа Жовэ - второе лицо в ведомстве, возглавляемом Ориолом Жункерасом, вице-премьером регионального правительства и одним из главных идеологов сепаратистов. Стражи порядка провели более 40 обысков, в том числе в 11 офисах министерств экономики, социальных и иностранных дел, а также в Каталонском налоговом агентстве, Институте финансов, Центре информационных технологий... В результате были конфискованы уведомления о формировании избирательных комиссий, а главное - 9,8 миллиона бюллетеней для голосования. И это при том, что в регионе проживает всего 7,5 миллиона человек, а право голоса имеют и того меньше - 5,5 миллиона. Единственное, чего пока не удалось обнаружить, так это урн для голосования, но следователи надеются в течение недели выяснить, где они хранятся.
Как отмечают местные политологи, подобное не имело прецедента в современной истории Испании. Тысячи людей, возмущенных действиями гражданских гвардейцев, вышли на улицы и заблокировали здания, где проводились обыски. В итоге некоторые правоохранители смогли покинуть помещения лишь на следующее утро. И уходить пришлось пешком: радикалы разбили их служебные автомобили. В столкновениях между полицейскими, пришедшими на помощь своим коллегам, и сепаратистами пострадало несколько человек.
С учетом того, что ранее Гражданская гвардия конфисковала 1,5 миллиона пропагандистских плакатов и листовок и закрыла 32 сайта, посвященных референдуму, нанесенный удар по планам сепаратистов был серьезен. Но местные власти по-прежнему намерены организовать плебисцит 1 октября.
Примечательно, что все практические результаты достигнуты Мадридом на этой неделе, когда к делу о референдуме подключились Национальная полиция и Гражданская гвардия. Министерство внутренних дел Испании обвинило корпус региональной полиции (моссос) в бездействии и запустило комплексный план по обеспечению безопасности в связи с организацией референдума в Каталонии. Он подразумевает увеличение в регионе количества стражей порядка, подчиняющихся приказам Мадрида. В качестве подкрепления туда будут направлены до 3 тысяч полицейских и гражданских гвардейцев. Для них МВД уже арендовало четыре парома, которые разместятся в портах Барселоны и Таррагоны (правда, докеры уже заявили, что отказываются их обслуживать). На борту каждого из них могут разместиться до 600 человек. Предполагается, что они займутся не только обеспечением безопасности на улицах, но и возьмут на себя расследование экономических и налоговых преступлений, а также охрану должностных лиц, не поддержавших референдум. Есть опасения, что радикалы попытаются напасть на них: угрозы им уже поступали.
Кроме того, ожидается, что центральные власти применят 155 статью Конституции. В ней говорится, что "если автономное сообщество не выполняет обязательства, налагаемые на него Конституцией или другими законами, и это подрывает общие интересы Испании, правительство с одобрения абсолютного большинства Сената может принять необходимые меры, чтобы защитить эти интересы". Это подразумевает, что Мадрид сможет напрямую давать указания всем властям автономии, минуя региональное правительство, например, восстановить прямое командование корпусом моссос.
Но пока решение не принято. И премьер-министр Испании Мариано Рахой продолжает уговаривать главу Женералитата Карлеса Пучдемона отказаться от своих планов. "Вернитесь к закону и демократии, откажитесь от эскалации радикализма", - заявил премьер. По его словам, "референдум не может быть организован, так как он никогда не был законным". Рахой даже сравнил его с тоталитарным актом: "Голосование - самый выразительный образ демократии, но на протяжении истории многие недемократические режимы использовали его, чтобы узаконить себя".
Пучдемон же со своей стороны обвинил Мадрид в "фактическом приостановлении самоуправления в автономии" и "введении чрезвычайного режима".
Фактически так и происходит. Но помимо кнута есть еще и пряник. Как заявил министр экономики Луис де Гиндос, "если Каталония откажется от референдума, мы согласны начать переговоры по экономическим реформам, улучшение ситуации в экономике королевства открыло новые возможности для диалога, в том числе о создании новой модели финансирования". Министр также отметил, что в 2012 году, когда в Каталонии шла подготовка к опросу относительно будущего автономии (так тогда ушли от использования слова "референдум"), у Мадрида не было таких возможностей.
Но как бы ни развивалась ситуация в Каталонии, конфликт уже вышел за ее пределы. Акции протеста против действия гражданских гвардейцев в Барселоне прошли в Мадриде, Валенсии, Стране басков, на Балеарских островах. В столице, правда, на улицы вышли как сторонники, так и противники отделения Каталонии от Испании, в итоге между ними, чтобы не допустить кровопролития, выстроились полицейские. На Балеарских островах в одной из акции приняли участие все члены регионального правительства, осудившего произошедшее в Барселоне. Премьер Франсина Арменголь в отличие от своих однопартийцев-социалистов, поддерживающих действия Мадрида, заявила, что Рахой "перешел красную черту", задержав каталонских чиновников.
А вот в Валенсии мнения разделились. По словам главы правительства Симо Пуча, "новый закон не может возникнуть в нарушение уже существующего". А его заместитель Моника Олтра считает, что "даже для защиты Конституции нельзя нарушать основные права". А спикер местного парламента Энрик Морера добавил, что "репрессивные и авторитарные действия правительства Рахоя вынуждают демократов в Каталонии да и во всей Испании поддержать референдум". Хотя пока это не так. И те, кто выступает за проведение плебисцита, подвергаются нападкам. Так, известного футболиста "Барселоны" Жерара Пике неоднократно освистывали на многих стадионах страны за антииспанские настроения.
Позиция Брюсселя по отношению к независимой Каталонии сформировалась уже довольно давно. Недавно ее вновь озвучил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. "Если Каталония обретет независимость, мы будем уважать этот выбор. Но Каталония не сможет на следующий день после референдума стать членом Евросоюза. Ей придется пройти тот же процесс, который проходили страны для присоединения к ЕС после 2004 года", - заявил Юнкер. Официальный представитель Еврокомиссии Маргаритис Схинас добавил, что позиция Брюсселя "преломляется через уважение конституционного порядка и юридические рамки каждого государства-члена".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"