21.09.2017 18:27
    Поделиться

    Композитор Батагов выступит с программой "Письма игумении Серафимы"

    Антон Батагов. "ГДЕ НАС НЕТ. Письма игумении Серафимы". Московский международный дом музыки. 22 сентября, пятница. Начало в 19.00

    На концерты этого пианиста и композитора приходят поклонники классики, авангарда, пост-минимализма - ценители умной музыки самых разных стилей и направлений. Накануне программы, в которой Антон Батагов впервые читает в микрофон письма (той самой игуменьи Серафимы, давшей название и вдохновение этой программе), культовый музыкант ответил на вопросы обозревателя "РГ".

    Вы впервые чередуете на сцене музыку и чтение писем. Пришлось ли вам ради этого брать уроки актерского мастерства или в момент чтения вы настраиваетесь, вспоминая этапные и, может быть, неочевидные моменты собственной жизни?

    Антон Батагов: Мне чуждо актерское мастерство как таковое. Я вот сейчас с вами разговариваю и точно таким же голосом читаю письма. И специально не делаю никаких актерских вещей. Скажу вам больше: когда прихожу в театр и начинаю смотреть спектакли, то это чаще всего вызывает у меня ощущение какой-то тотальной лжи! Оттого, что актеры столь совершенно владеют своим  искусством, что их переживаниям уже не веришь… И как  только я вижу у них игру - то спектакль для меня на этом заканчивается... Конечно, есть и такие личности на сцене, у которых ощущение актерства на сцене пропадает. Но это - самые великие артисты! И таких очень мало...

    Как вы выбирали письма для программы: брали те, которые особенно трогали за душу вас самого? Или оставляли лишь те, которые точнее всего передавали дух эпохи, о которой в них шла речь - 1940-1980-е?

    Антон Батагов: На этот вопрос ответить невозможно. Это как если бы вы меня спросили: "А почему именно эти ноты я зафиксировал и превратил в музыкальное сочинение?!" Точно так же и с письмами, из которых сложился такой вот пунктирный сюжет. Я читаю их между фортепианными пьесами. И это не такой сюжет, в котором действие начинается, потом последовательно продолжается и так далее. Это, я бы сказал, - такие "прыжки". Словно фотографии, сделанные с интервалом в большое количество лет. А вся эта программа для меня - некая возможность прожить эту жизнь вместе с самой героиней истории.

    Это ведь и погружение в эпоху, в которой жил Сергей Рахманинов?! Этому прекрасному композитору и пианисту была посвящена одна из ваших недавних программ. И влияние его музыки, по моему убеждению, чувствуется и в нынешней…

    Антон Батагов: Рахманинов умер в 1943 году. И здесь есть только два письма, датированные 1941-м... Все остальные - более поздние, а самое последнее написано в 88-м (в год смерти игуменьи, - Прим. "РГ"). Так что это уже чуть более поздняя история…

    А про то, что повлияла, да. Около пяти лет назад, осенью 2012 года я был у могилы Рахманинова и тогда мне в голову пришла идея фортепианного цикла, где нет рахманиновских цитат, но есть идея и ощущение, будто Рахманинов пишет письма в будущее… То есть, точнее, пишет музыку. И вот я, как бы за Рахманинова, теперь писал музыку, ту, которую он теоретически мог бы адресовать композиторам будущего! Ту, которую Рахманинов, по моему домыслу, мог бы сочинить уже для нас…

    Современное искусство состоит из пересечений, загадок. И мне интересно пользоваться такими правилами игры. Но все равно каждый раз это другая траектория и иная идея, и другой результат…

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться