Владимир Урин - о том, почему билеты на "Щелкунчик" продают по паспортам

Предварительная продажа билетов на новогодние показы балета "Щелкунчик" в Большом театре откроется в субботу, 23 сентября. Генеральный директор театра Владимир Урин рассказал на "Деловом завтраке" в "РГ" об условиях приобретения билетов на этот спектакль и о политике театра в этой сфере. Гостями редакции также стали главный дирижер, музыкальный руководитель главного театра страны Туган Сохиев и руководитель балетной труппы ГАБТ Махар Вазиев.

РГ: Большой театр объявил продажу билетов на новогодний спектакль "Щелкунчик" по паспортам. Более того, в одни руки будут продавать два билета. Почему возникло такое решение?

Владимир Урин: Обращаем внимание, что в ситуации с "Щелкунчиком" речь идет об особой акции. Причем таких акций у нас несколько. Если вы будете внимательно следить за театром, то увидите, что у нас, например, есть акция "Большой - молодым", когда мы снижаем цены на билеты фактически в 10 раз. Предположим, на спектакль "Укрощение строптивой" билеты стоят до 7 тысяч рублей, а мы продавали эти билеты лицам от 18 до 25 лет по 600 рублей. И если возникали сомнения в возрасте, спрашивали паспорта. Это особый подход к продаже билетов, потому что, если бы мы изначально продавали билеты по 600 рублей, они бы все оказались у спекулянтов по цене в 8-9 тысяч. Что касается "Щелкунчика", то никаких новшеств  в ситуации, когда два билета продаются в одни руки, нет. На "Щелкунчик" всегда у нас один человек имеет право приобрести только два билета. Когда есть дефицит билетов, естественно есть и ограничения. Иначе как? Люди приходят и скупают билеты в том количестве, в котором им нужно, и что дальше? Ровно через 15 минут после начала продажи билетов у нас они продаются на других сайтах по цене, не имеющей к нам никакого отношения. В наших кассах билеты на "Щелкунчика" стоят до 15 тысяч рублей. Только на один день - 31 декабря в 19 часов - стоимость билетов поднимется до 20 тысяч.

РГ: Как многодетные семьи смогут попасть на "Щелкунчик" в Большой театр?

Владимир Урин: Если вы прочтете внимательно правила акции, то увидите, что многодетная семья сможет купить и 4, и 5, и 6 билетов… Но необходимо предоставить паспорт и копии свидетельств о рождении детей. Ограничений для многодетных семей никаких нет.

РГ: А что касается иногородних зрителей?

Владимир Урин: Такого рода решения (по продаже билетов по паспорту - прим. "РГ".) имеют свои минусы. Мы предлагаем тем, кто хочет пойти на спектакль, придти в кассу и приобрести билет по номинальной цене, по которой продает Большой театр. А не по тем заоблачным цифрам, что устанавливают перекупщики. Мы предупреждаем, что если вдруг наши билеты оказались на каком-либо сайте, не покупайте их. Они не будут действительны, вы по ним в театр не пройдете. Это очень важный момент. Да, это ограничение. Но я считаю, что оно для зрителя гораздо лучше, чем то, что происходит сегодня. Очередь, которая выстраивается к нам, почти наполовину состоит из подставных людей, которых нанимают спекулянты: они платят им за каждый билет по 300-500 рублей и потом тут же выкладывают их на сайт и продают в 3-4 раза дороже. Их прибыль за кампанию, которая складывается с "Щелкунчиком", по самым скромным подсчетам, составляет около миллиона долларов.

РГ: Юридически эту ситуацию можно скорректировать?

Владимир Урин: Мы не можем. Это могут сделать только правоохранительные органы. Мы не можем запретить людям встать в очередь, мы не можем запретить людям приобрести билет, мы не можем запретить людям отдать этот билет другим, получив за него компенсацию. Мы судимся с такими сайтами. Я выиграл по одному иску 5 млн рублей, но две недели назад получил от судебных приставов письмо, в котором сообщалось, что они не могут найти владельцев ресурса, и потому исполнительный лист по выигранному нами судебному процессу, несмотря на наши издержки, не выполнен. Мало того, даже если этот сайт найдут и закроют, он снова появится через какое-то время, причем будет зарегистрирован не в России. Если проанализировать ситуацию и посмотреть, какие билеты продаются на этих сайтах,  станет понятно, что речь идет об одних и тех же местах в зале. То есть, это одна и та же организация, которая имеет множество сайтов. Это абсолютно коррумпированная история. Пока не принят закон, в разработке которого мы участвовали с Минкультом, о том, что разрешается досудебная блокировка сайтов, которые занимаются продажей билетов, не имея лицензии от театра, любая борьба здесь абсолютно бессмысленна.

Между тем

Один из вопросов, который был задан на "Деловом завтраке" Махару Вазиеву, коснулся новостной темы сегодняшнего дня, вызвавшей у гостей из Большого театра улыбку.

РГ: Сегодня появилась еще одна новость, которая может заинтересовать публику театра: что вы взяли родственницу Матильды Кшесинской в труппу?

Махар Вазиев: Я вас удивлю. Я еще взял одного парня, который как-то корнями связан с фамилией Чапаев. Абсолютную правду говорю. А что касается балерины, которую мы пригласили и взяли на работу, то о ней часто говорили, когда она была еще студенткой, что она как-то корнями связана с Матильдой Кшесинской. Но это ведь никак не связано с ее качествами или, наоборот, отсутствием каких-то качеств. Я об этом не очень думал. Я посмотрел, как она танцует, и принял ее в труппу.

Полностью текст "Делового завтрака" читайте в одном из ближайших номеров "РГ"