Она подготовлена в минобрнауке РФ. О ее сути корреспондент РГ" беседует с заместителем министра, академиком Григорием Трубниковым.
Недавно утверждена Стратегия научно-технологического развития страны до 2030 года. С чем связано появление еще и госпрограммы, разработанной сейчас в минобрнауки?
Григорий Трубников: Речь идет о выполнении поручений президента. Если кратко, то суть в следующем. Поставлена задача консолидировать все расходы на гражданскую науку, предложить такой механизм, чтобы различные федеральные и отраслевые программы в области исследований и разработок жили по единым правилам. Чтобы все было понятно и прозрачно и науке и бизнесу и обществу.
Это очень больной и давний вопрос. Помню, как предыдущих руководителей Минобрнауки спрашивали, почему у нас под лупой смотрят, как расходует свои мизерные деньги академия наук , обвиняют ее в неэффективности, но никто не говорит, что происходит в несколько раз с большими суммами, которые идут в разные министерства. Почему бы минобрнауки не разобраться с этими миллиардами? Ответ был всегда один: это не наша сфера. По закону каждое министерство решает, как и куда тратить выделенные на исследования и разработки средства.
Григорий Трубников: Это так. У нас на гражданскую науку в последние годы выделяется ежегодно примерно 370 миллиардов рублей. Минобрнауки по законодательству отвечает за координацию научной политики в стране, но распределяет только примерно треть этих расходов. Сюда входят финансирование РАН и ФАНО, гранты РФФИ и РНФ, мегагранты, программы самой минобрнауки и т. Д. Остальные две трети средств - это программы других ведомств и агентств - Минсельхоз, Минздрав, Минпром, Минтранс и тд, которые они сами ведут своим правилам, без общей координации со стороны государства.
Таким образом, координируя меньшую часть выделенных на науку денег, ваше министерство отвечает на состояние всей науки в стране. Получается, что ответственность есть, а инструмента для управления нет? Каждое министерство живет по своим правилам?
Григорий Трубников: Поэтому новая госпрограмма, которую поручил разработать президент, должна быть координирующим механизмом для всех участников, которые занимаются исследованиями и разработками. Прежде всего нужно выработать единые индикаторы и показатели, единые правила экспертизы для проектов, которые государство планирует поддерживать. Здесь, кстати, важно отметить, что, по мнению независимых экспертов, одной из самых эффективных федеральных программ в стране является программа "Развитие науки и технологий", которую координирует Минобрнауки.
То есть та самая треть выделенных на науку денег расходуется наиболее разумно. Как этого удалось добиться?
Григорий Трубников: Несколько причин, но есть, на одна, на наш взгляд, самая главная.
Радикально изменена претерпела экспертиза научных проектов. Во-первых, мы провели открытый конкурсный отбор на выбор экспертных организаций и его выиграла РАН. Ранее вся экспертиза была сосредоточена только в Минобрнауке. Во-вторых, теперь оценка проектов проводилась по четырем направлениям - научная значимость и новизна, инновационный и рыночный потенциал проекта, качество самого проекта, и, наконец - оценка репутации организации-заявителя, а в случае если проект предполагает внешние инвестиции конкретного индустриального партнёра - оценка репутации такого партнера.
По сумме баллов, набранных в четырех категориях, определяются победители.
Есть второе не менее важное условие, чтобы проект мог претендовать на финансирование. Дело в том, что при проведении конкурсов мы ориентируемся на Стратегию научно-технологического развития РФ, которая утверждена указом президента. Там есть семь приоритетных направлений. Так вот все конкурсы заточены на эти приоритеты. И в новой госпрограмме записано, что точно по такой же схеме должны осуществляться все исследования и разработки в стране, они должны вестить по единым универсальным правилам.
Все это интересно, но, к сожалению, наш бизнес вовсе не стремится вкладываться в науку. На Западе доля государства около 30 процентов, остальное - частные деньги, у нас в лучшем случае ровно наоборот.
Григорий Трубников: Когда говорят, что наш бизнес не готов вкладываться в науку, это не совсем верно. На самом деле готов, но в интересные для него проекты и прежде всего в прошедшие серьезную всестороннюю экспертизу. Вы удивитесь, если скажу, что сейчас конкурс проектов, которые бизнес обязуется поддерживать, около 10 на место. Мы в первую очередь поддерживаем проекты, которые имеют выход на рынок. Уже сформирован пул из 200 крупных индустриальных компаний, которые готовы на софинансирование научных разработок. Варианты разные. На стадии НИОРК это 20-30 процентов, на стадии малых серий -до 50 процентов. Кстати, после тщательного мы исключили из конкурса компании, не имеющие достаточных средств для участия в научно-технических проектах, а также организации, имеющие "плохую кредитную историю" - которые из года в год входят в проекты и, получая государственную поддержку и право на использование результатов, не создают новые товары и услуги.
Итак, новая госпрограмма должна стать законом для всех министерств. Все их проекты пропустят через жесткую системы фильтров. А где здесь место авторам, минобрнауки? Кем оно будет для всех остальных?
Григорий Трубников: Мы предложили единые для всех правила игры. Одна из главных задач программы - свести науку и бизнес. Скажем, минпром дает заявку, что к таким то спутникам нужны такие то элементы. И готов выделить деньги. Мы организуем конкурс, в нем простые условия: кто делает, этапность с регулярным контролем исполнения, срок и цена.
Вообще в новой госпрограмме три базовых целеполагания. Первое: развитие интеллектуального потенциала нации, иначе будем готовить высококлассных специалистов для заграницы или отдавать туда лучшие технологии, так как нет востребованности в стране. Второе: обеспечить благодаря новым технологиям и современной науке структурные сдвиги в наше экономике, что повысит качество жизни и национальную безопасность. И третье: создание современной системы организации науки. По каждому из 7 определенных в Стратегии приоритетных направлений исследований надо создать советы, которые утвердит правительство. В них три участника: наука, заказчик и минобрнаука РФ. Если наука и бизнес готовы на серьезные контакты, но говорят, что мешают такие то законодательные барьеры, то наша задача помочь их снять. Это тоже является одной из принципиальных позиций в новой госпрограмме.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"