Каким же образом? Все довольно просто, объясняет финансовый аналитик Сергей Суверов. "Отсутствие валюты у российских банков в первом приближении может привести к тому, что они будут вынуждены повысить ставки по валютным депозитам, - рассказывает эксперт. - А это хорошо для клиентов - проценты по вкладам в долларах и евро сегодня удручающе малы. При этом увеличить доходность таких вкладов и в результате привлечь деньги населения, по сути, единственный способ избежать дефицита валюты".
Конечно, есть и еще один способ, продолжает Суверов, "например, можно выпустить свои валютные облигации, привлечь валюту, но это займет какое-то время".
Напомним, по так называемым сделкам валютного свопа (две сделки с валютой, одна из которых является куплей, а другая продажей. - Прим. Ред.) кредитные организации заняли у регулятора около 1,5 миллиарда долларов. Об этом информирует Банк России на своем официальном сайте. Теперь их надо отдавать.
Но так ли это много в целом по рынку?
С одной стороны, сумма действительно серьезная, соглашается Суверов. "Но подчеркну, что для российского банковского и валютного рынков эти полтора миллиарда все-таки не запредельный, а вполне умеренный объем заимствований. Тем не менее некоторый дефицит валютной ликвидности на рынке есть", - признает эксперт.
По предположению Суверова, он связан с несколькими факторами.
Первый, технический момент, отсылающий к обмену минфином еврооблигаций. Евробонды финансовым ведомством были размещены в сентябре этого года на 3,9 миллиарда долларов. Минфин эти средства получил, размещает в Центральном банке, а из банковской системы, соответственно, они были изъяты.
"Есть и целый ряд других факторов, например рост спроса на импорт после укрепления рубля. А также то, что некоторое время назад Банк России отменил операции валютного РЕПО", - перечисляет эксперт.
И продолжает, что в самое последнее время ситуация с валютной ликвидностью все-таки начала улучшаться. Так что можно сказать, что острый дефицит ликвидности, наблюдаемый сегодня, носит достаточно краткосрочный характер. Хотя и представляет определенную опасность для рынка.
В чем же она? "Дефицит валюты прежде всего давит на рубль, национальная денежная единица слабеет, и мы видим это сейчас, даже на фоне стабильно достаточно дорогой нефти", - объясняет Суверов.
И все-таки бояться пока нечего, резюмирует он. "Правда, ситуация может ухудшиться в декабре 2017 года, на который приходится пик выплат по внешним долгам государства и организаций. Но если нефть останется в районе текущих значений, большой приток экспортной выручки может компенсировать этот негатив", - считает Суверов.