29.09.2017 20:35
    Поделиться

    "Принцесса цирка" открыла Московскому театру мюзикла новую жизнь

    В центре Москвы открылся новый театр. Конечно, на самом деле Театру мюзикла уже шесть лет, и все эти годы он играл на Багратионовской в зале бывшей Горбушки - но это был театр для посвященных, готовых туда ехать специально. Теперь он на Пушкинской площади, в бывшем кинотеатре "Россия", где некогда шумели толпы зрителей Московского кинофестиваля и успешно играла бродвейские мюзиклы Stage Entertainment. И это уже другой театр, которому предстоит столкнуться с другими вызовами и выдержать испытание на прочность.

    "Мы отлично понимаем, что площадка на одной из центральных площадей Москвы налагает на нас новую ответственность, - говорил худрук МТМ Михаил Швыдкой, презентуя будущий театр прессе. - И что здесь будет значительно труднее, чем в обжитой "Горбушке". Туда приезжали зрители, знающие, чего им ждать на нашей сцене, на Пушкинской же площади много случайных туристов, а это совсем иная публика. Но мы надеемся, что сумеем наладить контакт и с нею".

    Пробным камнем стала "Принцесса цирка" - мюзикл по мотивам старого фильма-оперетты с музыкой Имре Кальмана и Георгом Отсом в роли Мистера Икс. То, что классическая оперетта играется как мюзикл - можно считать опытом спасения жанра для новых поколений, которым нормальный вокал уже кажется неестественным пением. Поэтому в спектакле нет классического вокала оперного класса, и тип голосов иной - микрофонный, "мюзикальный".

    Переписано либретто: сохранив фабульную канву, Алексей Иващенко предложил более крепкую драматургическую основу с развитой интригой, за которой интересно следить. Появились новые персонажи - к примеру, заводила всей интриги коварная Агнесса де Сегюр. А главное - сюжет помещен в его естественную среду - цирковую, с ее особой энергетикой, мускулистостью и куражом. Для этого в шоу задействован монреальский цирк-театр "7 fingers", а в его создании, в сотрудничестве с режиссером Мариной Швыдкой, принял участие знаменитый канадец Себастьян Солдевилья.

    Артисты цирка выполняют функции кордебалета, но необыкновенно пластичного и спортивного: как бы резвяся и играя, они демонстрируют реально сложные, иногда - рискованные трюки. В цирковое действо вовлечены и исполнители главных ролей Мистера Икс и Теодоры Вердье Максим Заусалин и Валерия Ланская - им нужно петь, выполняя элементы акробатики (наиболее головокружительные трюки будут подхвачены и продолжены дублерами из цирка). Выходной номер Мистера Икс с пирамидой из стульев сделает честь любому цирковому хиту (дублер героя - блистательный Андрей Кольцов).

    Все это уже создает новый и весьма увлекательный тип синтетического спектакля. Самое безупречное в нем - цирк, который в союзе с гениальными мелодиями Кальмана заиграл свежими красками и открыл новые возможности для театральной сцены. Цирк сплавлен с приемами мюзикла и, конечно, все-таки с традиционной опереттой. Она представлена комической парой Каролина - Пеликан (Алексей Колган - Павел Любимцев), чей знаменитый дуэт сорвал самые восторженные аплодисменты. Колган в роли величественной Каролины еще раз доказал, что никто не знает женщин так, как мужчина: он предъявил театральное событие уровня недосягаемой Гликерии Богдановой-Чесноковой.

    Но в целом кастинг спектакля мне кажется неровным. Не хватает опереточной легкости (традиционного "шампанского", сказали бы поклонники жанра) каскадной паре циркачке Мари (Екатерина Новоселова) и влюбленному в нее Тони (Дмитрий Федоров). Если Оксана Костецкая в роли интриганки Агнессы, Евгений Вальц (Гастон) или Марат Абдрахимов (Пуассон) демонстрируют абсолютное владение тайнами и обаянием "легкого жанра", то, как ни странно, в их тени оказались персонажи Валерии Ланской (Теодора) и Максима Заусалина (Мистер Икс). Обоим недостает необходимой главным героям харизмы, а у мистера Икс в этот вечер были серьезные проблемы с вокалом: резкий, чуть надтреснутый, почти немузыкальный звук без нюансов сделал знаменитую арию испытанием для слуха.

    Вообще, музыкальная сторона дела - пока самая уязвимая: уже с первых звуков неожиданно хлипкой увертюры стало ясно, что меломану здесь будет трудно (аранжировка Юрия Потеенко, дирижер Арсентий Ткаченко). Возможно, дают себя знать издержки освоения нового зала с его сомнительной акустикой: по ходу спектакля все как-то выровнялось, стерпелось - слюбилось, второй акт был азартен, динамичен, блестящ и завершился полным триумфом.

    Самое безупречное в этом увлекательном синтетическом спектакле - цирк

    Новому театру в центре Москвы еще предстоит завоевать это пространство, освоить его и стать необходимым элементом сложившегося здесь "московского Бродвея" с его морем огней, россыпью талантов и звезд. Пока он похож на неоперившегося новичка: неуверенно озирается, пробует голос в новых стенах и еще не избавился от налета провинциальности в актерской манере, в костюмах. Но первый шаг сделан, и Театр мюзикла готов открыть свои наработанные за годы сокровища новой публике. Поздравим его с новосельем - и в добрый путь!

    Кстати

    Действие оригинального либретто протекало в Санкт-Петербурге, м-ра Икс звали Федей Палинским, героиню - Федорой, в таком виде оперетта идет на Западе до сих пор. Но "русская клюква" была столь нестерпимо развесистой, что в российских постановках сюжет перенесли в Париж, герои получили французские имена. Первая попытка включить в действие артистов цирка - в Нью-Йорке в 1927 году; в Мюнхене в 2014-м спектакль разыгрывался в стенах реального цирка. Чуть раньше, в 2001 году такой опыт предприняли в Екатеринбурге, где на арене цирка прошел спектакль Свердловской музкомедии с участием акробатов, наездников, клоунов и дрессировщиков кошек. Шоу было записано для ТВ.

    Поделиться