При этом официальный Мадрид референдум официально запретил, напечатанные бюллетени и урны для голосования если находит, то изымает и уничтожает. Входы в школьные здания опечатывает и закрывает полиция, подчиняющаяся центральной власти. Как заявил утром в субботу официальный представитель испанского правительства в Каталонии Энрик Мела, из 2315 школ-избирательных участков полиция закрыла уже 1,3 тысячи (установила в дверях знаки, запрещающие проход).
Каталонцы полны решимости провести свой референдум теперь уже не просто вопреки, а назло Мадриду. Они возрождают избирательные бюллетени, как бумажных Фениксов из пепла, а школы оккупируют сугубо мирными методами гражданского неповиновения. Например, во внеурочное время проводят там какие-то мероприятия или собираются "просто так" компанией неравнодушных родителей. На весь день и всю ночь.
В одном из таких учебных заведений побывал в субботу и спецкор "Российской газеты".
Небольшая школа под названием "Эскола де ла Консепсьо" находится в центре Барселоны впритык к одноименному муниципальному рынку. Учатся там около 200 детишек от 3 до 12-13 лет, в основном жители ближайших кварталов. По чистой (конечно же, чистой) случайности в субботу там захотели провести детский праздник на весь день и маленький виолончельный концерт, благо в этой школе углубленно изучают музыку, и каждая параллель по совместительству - музыкальный ансамбль. По еще одной не менее чистой случайности детский праздник решила посетить в частном порядке министр образования Каталонии Клара Понсати. Третьей случайностью был приход в эту школу корреспондента "РГ", как и компании местных журналистов с диктофонами и камерами. Бывают же совпадения, что тут странного?
Министр - типичная каталонская дама средних лет, с сединой, коротко стриженая и подвижная, каких на здешних улицах тысячи - была одета в джинсы и белую футболку без каких-либо букв или рисунков. От комментариев для прессы отказалась наотрез ("я здесь как частное лицо", "очень рада, что дети играют и веселятся"), ситуацию с референдумом, прилюдно не оценивала, однако с удовольствием общалась с местным родительским комитетом. Дети тем временем резвились во дворике, где для них раскатали прямо на полу длинные полосы бумаги.
Я вздрогнула, увидев, как малыши ложатся на эти листы, раскинув руки, а контуры их тел родители и педагоги обводят фломастерами. Но нет, никакого подспудного жуткого смысла в этом не просматривалось: абрисы дети затем просто разрисовывали яркой гуашью, чтобы сделать свои забавные портреты в полный рост. Из столовой принесли стулья, и юная виолончелистка начала концерт с "Аве Мария". На пюпитрах и на импровизированной сцене стояли красные гвоздики - негласный символ каталонской независимости. В остальном же правило на запрет агитации в последний перед голосованием день соблюдалось по мере сил. Не выдержала публика лишь на финальной овации: аплодисменты сменились дружным "Votarem!" ("Проголосуем!"), которое за последний месяц в Каталонии звучит буквально на каждом углу.
Более словоохотливой, чем министр, была председатель отделения "Ассоциации Мам и Пап" (АМПА) в этой школе (по сути - родительского комитета) Мирейя Триас. Она рассказала, что решение о том, чтобы накануне референдума проводить в здании школы различные мероприятия и тем самым аккуратно препятствовать ее опечатыванию, было принято на общем собрании. Нет, не единогласно, но большинством голосов. "Те, кто воздержались, тоже высказали свое мнение, - заметила Мирейя. - Ничего не делать - уже позиция, и мы ее уважаем". План у родителей достаточно простой: в субботу до позднего вечера провести время с ребятами в школе за играми и прочими развлечениями. Затем выйти и закрыть двери, но оставаться где-то рядом, благо живут люди поблизости. Вчера местная полиция (они же "моссос") приезжала каждые три часа, но вела себя спокойно и ничего опечатать не порывалась. Как пойдет сегодня ночью, станет ясно с наступлением темноты. С шести до восьми утра родители будут ждать открытия участков в здании школы. И если все пойдет без эксцессов, дальше уже разойдутся выполнять собственный гражданский долг и голосовать там, куда приписаны избиркомами.
А если эксцессы все-таки будут? Нет ли угрозы для добровольных защитников права на демократию, как они сами себя именуют? На этот вопрос от "РГ" министр образования Понсати сказала как отрезала: "Без комментариев". Мирейя Триас убеждена, что силовые акции невозможны прежде всего потому, что "мы собираемся вести себя мирно" и никого из силовиков не провоцировать. "Мы здесь для того, чтобы гарантировать законность", - резюмирует она.
Среди тех, кто готов поставить свои галочки в бюллетенях, далеко не все убеждены в необходимости радикального и немедленного выхода из состава Королевства Испании. Главное для большинства (80%, по данным опросов) - именно свободное волеизъявление. Что касается моей собеседницы лично, то она - безусловно - за независимость автономной области.Такую же позицию высказывала и три года назад на "консультативном опросе", в который превратилась попытка предыдущего референдума. "Чем меньше страна, тем проще ею управлять, тем более компетентны все, кто работает на ее благо", - поясняет Мирейя свое стремление к независимости Каталонии от кого бы то ни было.
Мы заговариваем о самой школе, безотносительно нынешних событий - тем более, что принцип "дети вне политики" здесь все-таки считают правильным для "мирного времени". Обычная, нормальная районная школа. Только музыке здесь учат. Хоть и сократили на это ассигнования, и родители борются, чтобы деньги вернули в прежний объем, невзирая на последствия кризиса. Потому что, говорит Мирейя детям, которым сейчас 5 и 8 лет, дело-то не в гармониях и аккордах. Музыка учит другому, гораздо более важному. Главное - умение играть в ансамбле, слушать других и вести свою партию, избегать травли или дисгармонии в коллективе, общими усилиями достигать превосходных результатов.
- По-моему, ваш родительский ансамбль сейчас пытается сделать что-то вроде того?
- Да, - отвечает президент родительского комитета. - Да. Вы правильно понимаете.
Ночь покажет, доиграют ли они свою пьесу до благополучного финала. Пока в программе концерта очень возможны внеплановые изменения.