издается с 1879Купить журнал

Павлина и колдовство

Что делают шаманы в самом центре Европы

07 октября 2017

Трудно сказать, кто она - эта 45-летняя жительница небольшого чешского городка. По образованию - этнограф, по ученой степени - философ, по призванию - путешественница, по профессии - редактор солидного журнала. Павлина Брзакова написала много книг и почти все они так или иначе связаны с ее поездками в Сибирь. Сказания и предания ненцев, заметки о жизни среди эвенков, попытки разобраться в учениях тувинских шаманов... Роман Павлины под названием "Дедушка Огэ" долгое время был в списке бестселлеров в Чехии.

Но почему Сибирь? Что тянуло эту уроженку Центральной Европы в холодную тундру, чумы аборигенов и к кострам шаманов? Павлина Брзакова охотно ответила на вопросы нашего корреспондента в Праге.

- Если говорить о Сибири, то сначала я побывала в Бурятии, это был 1991 год, я тогда только поступила на факультет этнографии Карлова университета. Но еще прежде меня заинтересовала история чешских легионеров, которые оказались в России в годы Гражданской войны. Будучи гимназисткой, читала их дневники и уже тогда была околдована Сибирью.

Когда я приехала, был декабрь, стояли пятидесятиградусные морозы. Из Иркутска направилась в деревню Нилова Пустынь, оттуда на попутном транспорте - в основном на тракторах - поехала в глубь Бурятии. В поселке Тагархай встретила 90-летнего дедушку, которого все звали шаман Кондрашка. Шаман? Меня это сильно заинтересовало. Но дедушка ни в какую не хотел встречаться с чужестранкой. Тогда я пошла на хитрость, решила воспользоваться своей простудой. И как больную он меня принял, совершил ритуальный обряд лечения.

И в чем же заключался этот ритуал?

- Он впал в транс, обратился к духам Восточных Саян, стал беседовать с ними, просить для меня здоровья. Интересно вот что: я спрятала под одеждой включенный диктофон, но запись не получилась. Какое-то невнятное гудение, и все. Это, кстати, повторялось и впоследствии, когда я пыталась записать шаманские ритуалы - словно некая потусторонняя сила блокировала запись.

А с лечением что? Помог шаман?

- Здоровью это тогда не помогло, но тяга к шаманству появилась. Захотелось понять, что же это такое. Потом, когда я стала жить у эвенков в их таежных стойбищах, поняла главное: это очень тесно связано с природой. В чистом виде там тогда шаманов не было, но старики все равно обращались к духам, совершали свои ритуалы. Например, "угощение костра". Бросают кусочки сала в огонь и что-то говорят при этом. А утром, едва проснувшись, они обязательно обсуждают свои сны.

Однажды во время гона все мужчины из стойбища ушли далеко в тайгу, чтобы строить загородки для оленей, я осталась в чуме с одной старухой. Она говорит: "Беда. Пропала олениха. Если она где-то поблизости погибла, то может медведь на запах прийти". А медведь у эвенков почитается, они называют его уважительно Михаил Иванович или амикан, то есть батюшка. Бабушка говорит: надо посоветоваться с нашими духами. Стала сало бросать в костер, что-то шептать, напевать. Ночью я проснулась, бабушка вроде бы спит, но свою песню продолжает тихонько петь.

Шаманка сказала: Ваша природа красивая, но она не говорит со мной, здесь другие духи

Под утро мне приснился сон: течет ручей, за ним восходит солнце, а на склоне лежит та белая самка, что пропала. Я проснулась и в шутливом тоне свой сон поведала. Но бабушка даже не улыбнулась. Говорит: здесь только один ручей, и это духи тебе подсказали, где искать. Мы взяли собак и пошли на восток, откуда встает солнце. И ведь действительно нашли олениху. Захоронили ее, и больше батюшка нас не беспокоил.

Эвенков немного. Народ уходит. Женщины стараются выйти замуж за русских, потому что свои мужики пьют. К тому же их тянет тайга, а девушкам это неинтересно.

И сколько же времени вы пробыли там?

- У меня было семь поездок в Эвенкию. И каждая по четыре-пять месяцев. Я бы оставалась и на больший срок, но была ограничена визовыми условностями.

Какие опасности подстерегали чешскую путешественницу в сибирской тайге?

- Если они и были, то почти всегда связаны исключительно с людьми, а не с дикими зверями. Как-то в поселке Тура в дом, где я остановилась, стали рваться пьяные мужики с топором. Я спаслась бегством через чердак и крышу соседнего строения, хотя стоял декабрь и бегать по заснеженным крышам было не очень комфортно. И все остальные приключения примерно похожи: и стреляли рядом по пьяному делу, и дрались в кровь.

А в быту что было для вас самым трудным? Спать на оленьих шкурах? Есть непривычную пищу? Страдать от вечного холода?

- Нет, таких трудностей лично для меня не существовало, я не городской человек и быстро адаптируюсь к любым условиям, принимаю их как должное. Однажды они меня похвалили очень своеобразно: "Ты наша. Потому что совсем не моешься - и не воняешь. Вот уже даже корочка появилась".

Они что, никогда там не моются?

- Я этого не видела. Корочка от грязи образуется, потом отваливается, вот и вся гигиена. Когда я однажды в речку залезла, они сильно смеялись: вот сумасшедшая, комаров решила покормить.

Как, по-вашему, что навсегда ушло из жизни эвенков?

- Ушло или почти ушло то архаичное восприятие природы, единение с ней, которым они прежде были привержены с детства. Для них домом была тайга, даже не чум. Чум - всего лишь место для ночлега. Они ощущали себя частью этой природы.

Ушел эвенкийский язык, сегодня мало кто им владеет, хотя я застала бабушек, которые как раз с трудом изъяснялись на русском.

Потом началась ваша дружба с Тувой, а это как получилось?

- Все началось с того, что я влюбилась в одного эвенка-охотника и даже хотела выйти за него замуж. Но его постигла трагедия: умерли или погибли в результате несчастных случаев все его родственники - братья, родители. И он тоже запил. Я была наивной, думала, вот поженимся и он образумится. Зимой под Рождество мне в Чехию позвонили из администрации района, где жил мой друг: он пошел на охоту и пропал. Так до сих пор и не ясно, что с ним случилось. Может, медведь задрал. Может, кто-то убил.

Эта трагедия так сильно на меня подействовала, что я перестала туда приезжать. И тогда же увлеклась тем, что называется - шаманизм. А это более всего распространено как раз в Туве.

Так что же это такое - шаманизм? Разводка для туристов? Шоу?

- В городах для туристов чаще всего да - это зрелище, способ заработать на легковерных людях. Любой может вызубрить заклинания, научиться впадать в транс, но окружающим от этого ни жарко ни холодно.

Хотя справедливости ради надо сказать, что иногда встречаются такие шаманы, неофициальные, которые обладают неким знанием или умением, способным воздействовать на человека. Есть даже клиники, где кассирша вам скажет, сколько стоит ритуал, выпишет счет, даст чек.

Основной ритуал - это гадание на камнях. Раньше за него брали недорого, триста рублей. Шаман может гадать, глядя на дым горящего можжевельника.

Тувинских шаманов я приглашала погостить у нас в Чехии, двое из них приезжали, провели у нас три месяца, жили в моем доме. У меня не было ощущения, что эти люди занимаются шаманизмом только из-за денег. Один из них Сюрюн-Дугар Очуроолович Ооржак принимал людей бесплатно - и у себя в Туве, и у нас в Чехии.

В чем же суть его лечебного метода?

- Когда человек хворает, то его организм не находится в гармонии, его энергия как бы заблокирована в местах, пораженных болезнью. Шаман старается освободить эту энергию, он чувствует человека.

Сначала он зажигает можжевельник, дым действует расслабляюще, очищает. Потом шаман начинает бить в бубен, петь, звучит колокольчик, то есть возникают самые разные вибрации, и ты видишь, как больной на твоих глазах распрямляется, ему становится лучше.

Для меня, кроме этнографической, была интересной именно эта, лечебная, сторона, потому что я сама много лет занимаюсь изучением т. н. традиционных методов лечения, народной медициной.

Интересно, как ваши гости из далекой Тувы воспринимали жизнь в центре Европы? Им было комфортно здесь?

- Они были откровенны со мной. И однажды, спустя полтора месяца, пожаловались: духи предков покинули нас, вернулись домой, значит, и нам пора собираться. Важно жить там, где твои корни. Бабушка-шаманка сказала еще: Ваша природа красивая, но она не говорит со мной, здесь другие духи и у меня нет с ними общего языка.

Возможно, вы удивитесь, но и здесь, в Чехии, есть шаманы и шаманские центры. Привезли это поветрие и из Америки, от индейцев, и из России. Наша христианская традиция относится к этому толерантно.

Что же все-таки в "сухом остатке"?

- Если это чистый бизнес, то есть желание заработать деньги на несчастьях людей, их доверчивости, то такой подход я не принимаю. Если же это продолжение неких народных традиций, связь с природой, тогда другое дело.

Ну и напоследок, скажите, что для вас означает Сибирь?

- Я очень люблю дикую нетронутую природу. Здесь, в Европе, такой нет. Дух вашей природы совсем другой - свободный, независимый, гордый. Там все имеет свое место, свой высокий смысл, и деревья, и травы, и животные. И люди - тоже.