Как провести урок физики по роману Зюскинда "Парфюмер"

В знаменитом прибалтийском курортном городе прошел IV международный конкурс педагогического мастерства "Юрмальская осень". В нем приняли участие русскоговорящие учителя из Латвии, Эстонии, Литвы, России, Украины, Молдовы, Беларуси, Грузии, Узбекистана, Германии, Чехии, Финляндии и других государств.

О таланте быть учителем, уроках-квестах и уроках-разведках "РГ" рассказала член жюри Пушкинского конкурса, филолог Ирина Мурзак.

  - Цель "Юрмальской осени" - научиться учить, научиться учиться. За долгую педагогическую практику всем нам приходилось видеть разные уроки. Здесь на конкурсе были представлены и новые методики, и новые технологии, и актерское мастерство. Не секрет, что основной корпус учителей в России и на постсоветском пространстве люди уже немолодые, воспитанные в традиции авторитарной педагогики, нам трудно осваивать новые формы урока, да и зачем, если есть уже навык подачи материала.

В Латвии все не так. Возраст определить невозможно потому, что сами школьники видят в своих учителях молодых и равных себе. Только в XXI веке мы столкнулись с психологической проблемой абсолютного превосходства "детей" над "отцами", это связано с владением компьютерной грамотностью. Все конкурсанты использовали возможности IT виртуозно. Поясню: это не просто презентации с текстом и картинками, а мощные формы IT- коммуникаций с гиперссылкой, использованием интерактивной доски, звука, видеоряда.

Но владеть новыми технологиями мало, чтобы урок был продуктивным, тут нужны еще и новые методики. И они были. Например, урок-квест по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Да, и квестом уже не удивить наших учеников, скажете вы. Не удивить, если это просто игра по поиску нужного ответа. Урок должен нести обучающую функцию. На конкурсе было не заигрывание Ирины Павловны Вахитовой с учениками, а работа по закреплению важного фактического материала.

А как с пятиклассниками выучить за одно занятие правописание Ь знака после шипящих? Нужен "урок-разведка", и все получится! Так работала Наталья Ивановна Сиденко.

Победительница конкурса Елена Дмитриевна Бердникова поразила всех импровизацией "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?". Согласитесь, очень трудная тема для вариаций? Без подготовки рассказать о метафоре наглядно и увлекательно может только талантливый учитель.

Педагог из Узбекистана Нигора Эркинжановна Алиева открыла нам новый текст А. Грина "Зеленая лампа", новый, потому что он не задействован в школьной программе, а зря! Упустили мы, авторы учебников, не увидели актуальности, а педагог нашла ключ к анализу. Работала с метафорой цвета, даже сама была в зеленом платье, и текст Грина обрел новую жизнь.

Сложно с детьми говорить о вопросах религии. Уроки теологии не поддаются регламентированию. Нет и методик, которые бы считались совершенными. Галина Григорьевна Пугач из Германии давала тему "Толкование Библии". Ее сдержанность, доброжелательность, глубокие знания позволили открыть школьникам новые грани вечного текста.

Замечательное владение словом и жестом показала преподаватель риторики Римма Аркадьевна Дударева. Ее артистизм и умение воздействовать на аудиторию создали атмосферу конкурса, а участница получила приз ученических и учительских симпатий.

Судить конкурсантов могут только профессионалы. Наталья Владимировна Житкова так организовала работу, что все члены жюри проводили мастер-классы. Это не просто авторитетный жанр, это действительно уроки мастерства. Инициатор, спонсор и вдохновитель Наталья Владимировна показала профессиональные импровизации по теме, которую задает зал. Только от одного слова из текста классики она выводила обобщения художественного произведения. Ей нужна была только доска, мел, и ...слово.

Урок, в модели кейс-метода проводил Элла Валерьевна Данилоха. Вот как учитель физики и психологии может объединить эти два предмета и дать урок по роману П. Зюскинда "Парфюмер"? Оказывается, можно! Было все: и визуализация, и импровизация, и текст, и контекст. Были восторженные глаза коллег и учеников.