Педагоги рассказали о преподавании русского языка в Таджикистане

Больше месяца прошло, как в Таджикистан приехали 30 педагогов из России. Напомним, эта идея родилась во время рабочего визита в республику спикера Совета федерации РФ Валентины Матвиенко. На встрече с ней президент Эмомали Рахмон посетовал на нехватку педагогов. И вот учителя из Костромской и Кемеровской областей, Башкирии, Дагестана, Татарстана уже учат таджикских школьников русскому языку, математике, информатике, физике, биологии, химии.

Как сообщает сайт "Азия плюс", своими первыми впечатления педагоги поделились с послом России в Таджикистане Игорем Лякиным-Фроловым. "Будут средства и желание, и, самое главное, желающие - мы продолжим этот проект и увеличим количество российских учителей в Таджикистане", - цитирует дипломата интернет-ресурс.

Главный вопрос, который поставили учителя - вопрос учебников, которых не хватает, а те, что есть, изданы в 80-х годах минувшего столетия. "Азия плюс" передает диалог между одной из российских преподавательниц и руководителем Россотрудничества в Таджикистане Михаилом Вождаевым.

- Вы нам объясните, пожалуйста, где те учебники, которые Россия направила в Таджикистан? Почему их нет в школах, где мы работаем? (речь идет о 20 тоннах учебных пособий, которые накануне учебного года Россия передала в школы Республики Таджикистан - прим. "РГ").

- В региональных школах. Проект поставки учебников никак не связан с вашим проектом, он был обсужден задолго до вашего приезда, поэтому мы распределяли книги среди тех школ, которые в них нуждались, без привязки к тому, будут ли там работать наши педагоги. Кроме того, мы привезли в Таджикистан только учебники по русскому языку и литературе, не по другим предметам, это специфика проекта.

Проблему с учебниками российские педагоги преодолевают по-своему: например, ставят проекторы в классах и работают по одному-единственному учебнику. Есть, рассказали наши учителя, и сложности с самими учебниками: в классах с таджикским языком обучения уроки русского иногда преподают по пособиям, рассчитанным на тех детей, для которых русский язык - родной. "Эту тему в Министерстве образования и науки Таджикистана уже поднимали и не раз, о проблеме нехватки учебников знают и соглашаются с тем, что ее решение - это задача №1", - цитирует Михаила Вождаева "Азия плюс".

Впрочем, российские педагоги понимают, что первопроходцам всегда сложно. Хорошие люди вокруг, вот главное, что они встретили в Таджикистане. "Вот я - учитель информатики, - приводит сайт слова "молодого высокого педагога" (к сожалению, без указания имени - прим. "РГ"). Конечно, мне реактивы (как химикам) не нужны, но вот я пришел в свою школу, там три компьютерных класса, я посмотрел - они неплохие, но можно улучшить. Директор с самого начала сказал мне, что все вопросы, которые у меня возникнут, можно решать через него. И в итоге за один день руководство школы выполнило все мои рекомендации. За один день! В моей школе занимаются по учебникам Босовой - это хорошие учебники, но мы решили заказать еще более сложные книги, потому что я хочу вывести своих ребят на уровень российского ЕГЭ. Пока же мы скачиваем нужную литературу из интернета. Дети горят, они очень хотят учиться, и мне с ними очень нравится работать. Я даже вместо 18 часов взял себе 30, согласился на подготовку к международным олимпиадам.