Братство кладенца
Действительно, с фэнтези на Руси издревле было негусто. Не может собственных Толкинов и быстрых разумом Пратчеттов российская земля рожать, хоть ты тресни. Не говоря уже о Питерах Джексонах. С так называемым "городским" подвидом жанра еще туда-сюда - "Дозоры", например, вполне себе. А как дело доходит до естественной среды обитания всяких исконных кикимор, до создания оригинального аутентично-фольклорного сеттинга, то выходит какой-нибудь "Волкодав".
"Последний богатырь" - как раз об этом, об исконном. О стране Белогорье, где чудеса, где леший бродит. И о Москве, где живет белый маг Светозар, в миру - Иван, молодой шарлатан из телешоу "Битва магов", чьи моральные принципы не позволяют ему брать денег с безутешных родителей больного ребенка, но разрушить чужой брак позволяют легко. Живет Иван - не тужит, доверчивых граждан объегоривает. Пока однажды не становится 100500-м героем-попаданцем, нырнув в трубу в аквапарке и вынырнув из дупла в некотором царстве, некотором государстве. Где что-то прогнило.
Как нетрудно догадаться, Иван - и есть последний богатырь. Остальных богатырей в Белогорье извела злая ведьма Варвара, обладающая двумя магическими умениями: трансформироваться в совушку и выращивать из руки синюю многофункциональную штуку, в зависимости от ситуации принимающую форму меча, хлыста или лассо. Этим вот волшебным мультитулом она превратила всех богатырей в каменные изваяния. После чего их скинули в море дружинники белогорского князя Добрыни, а статую самого крутого, Ильи, установили в княжеских хоромах, в трапезной. При этом Варвара приходится Добрыне женой, и предполагается, что он ничего не подозревает о деяниях супруги. Несмотря на то, что его же люди ей помогли устроить настоящий геноцид в отношении древнерусских джедаев.
Сюжет еще толком не начался, а вопросики уже, как червячки, лезут из трупа сценария. Добрыня - он же Никитич? Следовательно - тоже богатырь? Тогда почему Варвара его не аннигилировала? Она его как-то околдовала, или они заодно? Дружинников она тоже околдовала? Иначе зачем они ей помогают? Зачем ей вообще уничтожать богатырей? Ради власти? Так она и без Добрыни легко может ее получить - с помощью могучей синей штуки в руке. Или у нее какой-то другой коварный план? В чем он тогда состоит?
Лишь на пару из этих вопросов отвечает "неожиданный" твист, до которого еще предстоит дошагать Ивану. Буквально. Вместе с Кащеем, Бабой-Ягой, Василисой-жабооборотнем и Водяным он отправляется в неторопливый, несмотря на возглавляемую Варварой погоню, поход за Мечом-Кладенцом, артефактом, необходимым Кащею для своих кащеевых целей, а Ивану - чтобы попасть назад в Москву. Ивану в принципе все эти сказочные разборки до лампочки, о чем он постоянно дает понять. Василиса идет, потому что она - любовный интерес. В задачи Яги входят обеспечение транспортного сервиса (самоходный коттедж) и соблазнение Водяного, который, в свою очередь, щеголяет графикой на зеленой скользкой морде. Графики, правда, только на морду и хватило, и оттого в кадре всегда только верхняя половина его туловища с головой.
Эпический квест "братства кладенца", как и положено квесту, состоит из ходьбы, диалогов и преодолений всяческих опасностей, отличаясь рядом особенностей. В частности, доминирующая роль отводится ходьбе в музыкальном сопровождении англоязычных песенок и патетическим диалогам, а также юмору - как визуальному, так и словесному. Шутки кишат кишмя, попадаются даже приличные. Наблюдательный зритель, если оторвет от лица руку, имеет шанс разглядеть отсылки в том числе к фильмам Джорджа Ромеро и играм серии Portal. Особенно сильных духом, сумевших досидеть до кульминации, ждет награда в виде хохмы про "Игру престолов". Что же до преодолений и опасностей, то самое серьезное препятствие, должное катализировать проявление геройской сущности Иванушки, является в виде гигантской уродливой женщины, которую он одолевает танцем под шлягер Стаса Михайлова. (Нет, ну а что вы ожидали, битву при Хельмовой Пади?)
Хорошенько прищурившись, можно принять "Последнего богатыря" за очередную российскую комедию, не худшую притом (не сочтите за комплимент). Но фильм этот, похоже, всерьез позиционируется как семейное фэнтези, что ему на самом деле критически вредит. Понапиханные скопом в непродуманный мир и объединенные недопридуманным сюжетом персонажи, половина из которых вообще не нужна, минимум экшна при максимуме брожений и диалогов, раздражающе говорливый, мерзенький и эгоистичный главный герой - как говорил Николай Озеров (почти), такое фэнтези нам не нужно.