24.10.2017 13:24
    Поделиться

    Как на юге России развивается промышленный туризм

    В начале октября в России утвердили Совет по развитию промышленного туризма. По словам председателя комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Юрия Барзыкина, одна из задач совета - разработка единой федеральной карты специальных объектов, которые смогут посещать все желающие. Центром промышленного туризма в перспективе должен стать уральский регион, но и южнороссийский округ мог бы расставить свои точки на этой карте. Что сегодня сдерживает развитие индустриального туризма на юге?

    - Отнюдь не отсутствие интересных объектов, у нас есть на что посмотреть, - считает глава отдела по работе с корпоративными клиентами ростовского туристического агентства Марина Головина. - По статистике на промышленный туризм приходится всего один процент рынка, причем львиная доля принадлежит двум столицам. Но за счет нашего региона вполне реально этот процент увеличить. Современный турист - "коллекционер мест". Его уже не заманишь стандартным набором: музеи, картинные галереи, театры и пляжи. У многих в "коллекции" не хватает, например, только атомной станции. Причем основная масса клиентов - люди, которым уже приелись обычные виды развлечений, они хотят совместить отдых с познавательными целями.

    Экскурсии на предприятия нередко заказывают корпоративные клиенты. Интересно же посмотреть, как организовано производство у других. Мы рекомендуем эти туры как альтернативу традиционным. Что лучше, в очередной раз пойти с коллегами в боулинг или увидеть что-то новое?

    Кроме того, есть экскурсии на производство, где все можно потрогать руками, попробовать и что-то приобрести. Отдельная категория - школьники и учащиеся ссузов. Подчеркну, что роль промышленного туризма в возвращении престижа рабочих специальностей была бы выше, если бы экскурсии вместе с ребятами могли посещать их родители, ведь зачастую именно старшее поколение, опираясь на собственные представления об условиях труда, влияет на выбор детьми будущей профессии.

    В основном наши экскурсии востребованы местными жителями, но бывают и иностранные делегации. Договариваемся с предприятиями только по запросу, так что массовым промышленный туризм не назовешь.

    На Дону уже есть немало компаний, которые охотно пускают туристов на свое производство. С точки зрения рекламы это правильный и красивый ход, ненавязчивая раскрутка товара или бренда, за которую экскурсанты еще и платят. Производитель имеет возможность показать передовые технологии, прозрачность управления или эксклюзивной ручной труд.

    - У нас экскурсия на предприятие вместе с мастер-классом по росписи посуды стоит 350 рублей, - говорит Наталья Максимович, заведующая музеем завода, на котором выпускается знаменитый семикаракорский фаянс. - Мы сотрудничаем с несколькими турфирмами из разных городов области. Немало туров организовано благодаря личным контактам. Люди удивляются, как много у нас ручной работы, а после экскурсии охотно покупают яркие изделия.

    Кстати, оборот магазинов, расположенных прямо у предприятий, на 30 процентов выше, чем тех, что находятся в других местах.

    На Дону водят экскурсии даже на Ростовскую атомную станцию, причем бесплатно. Группам или частным лицам надо позаботиться только о транспорте. Поход на станцию - одна из точек маршрутов теплоходных туров. В зону реактора туристов, конечно, не пускают, но виртуальное путешествие в информационном центре организуют. Для атомщиков это, главным образом, создание положительного имиджа отрасли в целом. На Ростсельмаше организуют экскурсии для школьников и учащихся ссузов, а также для клиентов и партнеров из самых разных стран. Сотрудники завода пояснили, что таким образом они пытаются не только привлечь на производство трудовые ресурсы, но и решают вопросы продвижения продукции. Особенно важны туры для представителей тех стран, на рынки которых они хотят попасть.

    Сотрудница пресс-службы пивзавода Анастасия Ткачева пояснила, что экскурсии они организуют в зависимости от интересов группы. Одних привлекает история пивоварения, других - особенности технологий производства, разнообразие сортов пива. По запросу можно включить и дегустацию напитков.

    - Предприятие, решившееся стать туристическим объектом, значительно улучшает отношения в трудовом коллективе, - отметил кандидат экономических наук ЮФУ Юрий Пономарев. - Ведь пришлые люди обращают внимание на чистоту в цехах, на рабочую форму сотрудников, вид технологического оборудования. Если раньше руководитель не видел смысла вкладывать сюда деньги, то теперь он вынужден это сделать.

    Да и у самих работников меняется мотивация, так как они тоже становятся "лицами компании" и от их презентабельности зависит имидж предприятия.

    При этом далеко не все директора предприятий понимают, кому может быть интересен тур на производство.

    - У руководителей есть какой-то иррациональный страх перед экскурсиями, - сказал менеджер одной из донских турфирм Роман П. - Кто-то боится, что турист "засунет руку в станок" и остановит производство, а внедрять повышенные требования к технике безопасности директор не хочет. Напрягает необходимость внесения даже малейших корректировок в рабочий процесс. Другие вообще считают, что это способ промышленного шпионажа. Так и спрашивают: "Вы, наверное, шпионов привести к нам хотите?" У третьих срабатывает инстинкт: лучше никого не пускать и сидеть тихо. Но в мире это направление давно развито, и не пустить к себе на предприятие - дурной тон.

    - Промышленный туризм выгоден региону, ведь туристические объекты не придется создавать, они уже есть, - добавила Марина Головина. - Не надо тратить средства и на обучение персонала, экскурсоводов предоставляют сами заводы. Однако системная работа над продвижением индустриальных объектов, которые могли бы стать точками притяжения туристов, отсутствует. Среди минусов и то, что такие экскурсии часто держатся на личной договоренности с топ-менеджерами предприятий. И если этот контакт обрывается, приходится начинать все заново.

    Как у соседей

    В Краснодарском крае активно разрабатываются маршруты промышленного туризма. Ряд предприятий пищепрома уже организуют экскурсии. До конца 2017 года планируется пополнить реестр субъектов и объектов туристской индустрии Краснодарского края еще десятком предприятий промышленности и АПК, а в следующем году начать продвижение этого направления как на внутреннем рынке, так и на внешнем.

    Кстати

    Туристический рынок донского региона представляют 815 организаций, включая 495 средств размещения и 320 турфирм. На начало 2017 года зарегистрировано 70 операторов по внутреннему туризму, что на 17 процентов больше, чем годом ранее. В 2017 году на поддержку туротрасли предусмотрено 75,9 миллиона рублей, что в 7,5 раза превышает объемы финансирования прошлого года.

    Поделиться