Блогер-армянин приковал внимание интернета к глухому таежному селу

"Армянский забыл, а русский еще не научился, и уже вряд ли…" - такой фразой-заставкой с сознательно допущенной грамматической ошибкой представляет себя на персональной страничке в соцсети Усик Маркосян - один из самых популярных блогеров Уральского округа. Усик со свойственной ему самоиронией как бы виновато разводит руками: мол, не суди, читатель, строго, подчас неграмотно, коряво излагаю. Зато искренне.

Читатель, как правило, благодарный: "Спасибо! Продолжай в том же духе - уж очень занимательно пишешь". Такого рода призывы содержатся во многих дружественных откликах. Из Москвы, Екатеринбурга, Белгорода, Владивостока, Израиля, Италии, Великобритании… Пишет же Усик из настоящего медвежьего угла - таежного Саранпауля, который летом на фоне заснеженных хребтов Приполярного Урала в иных ракурсах смотрится как горный курорт. Между тем это село лежит в болотистых низинах на западе Югры вдалеке от столбовых дорог: в межсезонье вас сюда доставит только вертолет. Не знающая географических границ Глобальная сеть зашла в Саранпауль с десяток лет назад, но и с ней связь до сих пор слабая. В текстах Усика, сопровождаемых множеством фото, ничего сногсшибательного, опрокидывающего устои, заманчиво-порочного. Преобладают репортажные зарисовки о селе, о его жителях. Найдется ли в стране еще один блогер из глухомани, таким вот незамысловатым образом добившийся успеха у широкой интернет-аудитории? Правда, далеко не все односельчане рады тому, что попали в эпицентр внимания. Усик, возмущаются недовольные, "показывает все как есть", тем самым "позорит нас перед миром". Маркосян довольно болезненно воспринял определение "позорит". Поэтому попытался объясниться с односельчанами в посте "Оправдательное слово блогера".

- Поселок многолик: тут коми-зыряне, манси, ханты, ненцы, русские, украинцы… Всех перечислил, да? - задает себе вопрос Усик, раскрывая национальный колорит Саранпауля, и лукаво добавляет: - Ой, еще армянин затесался.

Как он тут, спросите, очутился? По распределению. Паренек из горного кавказского селения поступил в Ереване на горный факультет технического вуза, после его окончания свежеиспеченного бурового мастера отправили в Тюмень: "Там узнаешь, куда далее".

В "Главтюменьгеологии" сказали:

- У нас одно направление - Север. Двумя самолетами долетишь до Саранпауля, с бумагами поспеши в контору геологоразведочной экспедиции. Будешь руду искать.

Вместе с практическим бурением начинающий советский инженер осваивал, будто чужестранец, и русский язык. На нем на первых порах внятно говорить не мог. Случалось, объяснял, что голоден, показывая рукой на живот.

В текстах Усика, сопровождаемых множеством фото, ничего сногсшибательного, опрокидывающего устои, заманчиво-порочного. Преобладают репортажные зарисовки о селе, о его жителях

Может, после трехлетней отработки на родину бы вернулся. Да женился на сослуживице-ставропольчанке геологе Елене. Дом, дети. Прикипел к Саранпаулю. Устный язык семейного и профессионального общения стал со временем для Усика инструментом пишущего общественного корреспондента. Заметки посылал в районку (прошло ровно 20 лет с момента первой публикации), окружные СМИ. Уйдя в бизнес, учредил в Березовском районе частную газету, пару лет выпускал. Удачи чередовались с поражениями, приобретения - с потерями. Сейчас Усик скромный "ипэшник", торгует продуктами, содержит мини-гостиницу, о медиапроектах более не помышляет. Читателей - изрядно, откликов - тоже, признание не миновало: периодически бесхитростные корреспонденции попадают в списки топ-записей "Живого журнала".

Какими наблюдениями-размышлениями делится Маркосян? Для общего представления перечислю семь тематически разных постов. 1. В течение нескольких лет снимал на фотокамеру моменты переправы местных жителей через реку Ятрия. Вышел очаровательный любительский фоторепортаж, который, полагаю, достоин размещения в каком-нибудь популярном журнале. 2. Серьезная заявка на экономическую аналитику: Усик с болью рассказывает о долгих, да бесплодных усилиях по разработке залежей кварца и его глубокой переработке. "Миллиарды потрачены, где результат?" - вопрошает автор. 3. Раскованный, презабавный репортаж с "Олимпиады оленеводов". Наблюдать за состязаниями даже англичане прилетали, заинтересовавшись постами блогера. 4. Вот тревожное весеннее сообщение о разбушевавшейся реке Ляпин, грозящей унести часть строений, а вот осеннее, обнадеживающее: начались работы по берегоукреплению. На них выделены распоряжением губернатора солидные средства. Глава округа, кстати, Усика тоже читает и в Саранпауль периодически наведывается. 5. Сочетанием документального и художественного отличаются "Последние мгновения перед катастрофой" - о едва не завершившемся гибелью полете в горы на легком вертолете. 6. Захватывающая, изобилующая любопытными фактами хроника празднования 170-летия села. Дотационному Саранпаулю денег на юбилей почти не выделили, но коренные жители сами с усами и с Усиком - собственными усилиями организовали театрализованное действо по нетривиальному сценарию. 7. День Победы. Проходит очередной "Саранпаульский парад - самый известный в России деревенский парад", не без хвастливой нотки подчеркивает блогер. Самый ли? Но, подтверждаю, о подобных "военизированных" шествиях в глубинке ни я, ни многочисленные читатели Маркосяна не слышали. Впрочем, смотрите-судите сами.

В поисках ракурса и честного взгляда

Репортажи с празднования 9 Мая - рекордные по количеству кликов и перепостов. Вместе с тем они собирают и максимум негативных комментариев - насмешливых, язвительных, злопыхательских. Усик улыбается: "Переживем! В Сети всегда следует быть готовым к резким выпадам". Однако улыбка сходит с его лица, а глаза грустнеют, когда он говорит о реакции некоторых односельчан.

Усик Маркосян: Упрекают, к примеру, в том, что не выбираю красивый, выгодный ракурс для съемки. Грязная дорога в кадр попала, покосившийся забор. Чей-то дом, видите ли, в неприглядном виде… Парад показывай, улицы - не смей. От личных суждений - воздержись. Мы с прежним главой села крепко дружили, но однажды разругались в пух и прах. Ему за отдельные мои посты доставалось от начальства. Потребовал: прекрати писать. Не писать? Помилуй бог. И вообще, разве на негативе концентрируюсь? Позитива несравнимо больше. Люблю Саранпауль. Хочу, чтобы о нем узнало как можно больше людей. Чтобы к нему не зарастала туристская тропа.

Очевидно, правильно, что не показываете все в розовом свете. Иначе к вам и доверия бы не было. Когда познакомился с вашим печальным постом о торговле пресловутыми "фунфыриками", погубившими многих сельчан, подумал: иные соседи вас за это вряд ли поблагодарят. Скорее осудят "очернителя".

Усик Маркосян: Ну да. Только утаивать бедствие нечестно. Пьют, травятся, мрут… Торговля суррогатами - преступление. Большинство из ушедших неплохо знал, нормальные мужики, вместе работали, праздники встречали. Что случилось, что не сложилось в их жизни?

Неделикатный, вероятно, вопрос. Вижу, что некоторые ваши тексты кем-то отредактированы. Насколько они отличаются от оригиналов?

Усик Маркосян: Верно, отредактированы, чего не скрываю. Одна из моих подписчиц, москвичка, по своей воле время от времени корректирует. Не переписывает, не меняет стиль, слова, а только правит ошибки, выстраивает предложения правильно. Я же известный "грамотей"… Рад, что в Сети обрел множество близких по духу людей. Все-таки таежное село - замкнутое пространство, отсюда определенная закомплексованность, закрытость. Пытаюсь открыть Саранпауль, его жителей большому миру. Как думаете, верно поступаю?..