Но "медовый месяц" в отношениях Украины с единой Европой рано или поздно должен был закончиться. И он закончился. Скандал вокруг права национальных меньшинств, живущих в Незалежней, обучаться на родном языке вышел далеко за рамки "образовательных споров" и приобрел зримый геополитический оттенок. А в Восточной Европе, убедившись, что "Киев слушает да ест", решили проучить много возомнившего о себе украинского соседа самым унизительным для Порошенко способом - лишив украинцев доступа к европейским и натовским мероприятиям, куда раньше их охотно приглашали.
Надо сказать, что для своих языковых демаршей Порошенко выбрал крайне неудачное время. Выборы в странах Евросоюза, и это подтвердили результаты голосования в Австрии, приводят к власти, как написала New York Times, приверженцев антиимиграционного популизма и национализма, бросающих вызов приверженности политике открытых границ ЕС" . Защита национальных ценностей, включая язык, становится госполитикой в этих государствах .
Глава венгерского министерства иностранных дел Петер Сийярто уведомил украинские власти, что Будапешт не может в дальнейшем поддерживать стремление Киева к интеграции и наложил вето на созыв саммита НАТО-Украина. Обойти это решение невозможно - для проведения саммита необходимо единогласное решение всех стран-членов альянса. Ранее сообщалось, что Венгрия и Румыния инициировали обсуждение вопроса о нарушении Украиной прав нацменьшинств в Парламентской ассамблее Совета Европы. Будапешт ставит вопрос о пересмотре Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом в связи с действиями Киева, которые нарушают условия и дух данного документа. Еще в конце сентября глава венгерского МИД назвал украинский закон об образовании "позором" и предупредил Киев: "Украина в будущем пострадает". Все попытки украинских дипломатов заболтать вопрос малозначащими с юридической точки зрения обещаниями и просьбами вникнуть в положение ни к чему не привели.
Поскольку обойти ключевые положения принятого Верховной Радой закона об образовании украинские власти не могут, Киев пытается разрядить ситуацию с помощью юридически ничтожных деклараций о намерениях. Например, подписан документ, который гарантирует польскому национальному меньшинству на Украине и украинскому национальному меньшинству в Польше право изучать родной язык и учиться на этом языке, что прямо противоречит украинскому закону "Об образовании". Однако с Румынией, располагающей на Украине 150-тысячной диаспорой соотечественников (120 школ с обучением на румынском), и Венгрией (100 школ с обучением на венгерском) Киев договориться не в состоянии. По мнению венгерского политолога Габора Штира, чье мнение приводит РИА Новости, Украина не разработала необходимых методических пособий для преподавания украинского носителям неславянских языков, из-за чего обучение ведется непрофессионально. И перевод школ национальных меньшинств на украинский язык серьезно скажется на качестве обучения.
С аналогичными проблемами столкнулись и молдавские школы на Украине, но возможности Кишинева оказать давление на украинские власти оказались существенно ниже, чем у входящих в ЕС стран. Поэтому с Молдавией официальный Киев даже "джентельменское соглашение" по вопросам языка заключать не собирается.