Что за прелесть эти саги

"Тор: Рагнарек": чернокожая валькирия в фантастическом делирии
Многонациональное обиталище скандинавских богов (ох уж эта европейская миграционная политика) - в опасности. Вотан куда-то запропастился, занявший его место Локи предается гедонизму, развлекаясь театральными пьесами с Мэттом Дэймоном в роли себя, а владыка Муспельхейма Суртур (марвеловский Сурт) грозится Асгард разнести своим большим огненным мечом.

Тор ситуацию успешно разрешает по пунктам, начиная с последнего. Великану дает по физиономии, братца вразумляет, с помощью Доктора Стрэнджа находит отца созерцающим живописные норвежские пейзажи. Отвлекшись от своего занятия, вождь асов объявляет сыновьям нежданные новости, обе плохие. "Я, - говорит, - в Вальгаллу пойду, счастливо оставаться, детишки. И скоро, кстати, сестрица ваша приедет из Таганрога. Из Хельхейма то есть. Вы уж с ней поаккуратнее".

Произнеся такие (ну, почти) слова, Один отбывает. Появляется сестрица Хела (марвеловская Хель). Разбивает беспардонно торов Мьёльнир и устремляется в Асгард, чтобы сначала его под себя подмять, а затем и на Землю войной двинуть. Тора же с Локи вышвыривает на заваленную мусором планету, где заправляет диктатор-олигарх Грандмастер, владелец громадного ристалища, на котором рабы-гладиаторы обреченно сражаются за свободу. Обреченно - поскольку в финале всех ждет непобедимый Халк.

В третьем "Торе", с подзаголовком "Рагнарек", Халк - впервые не придаток к умненькому Брюсу Бэннеру, а самостоятельный персонаж, с короткими, но все же осмысленными и относительно многочисленными репликами и настоящим характером. Локи, вечный трикстер, вырастает из штанов архетипа и становится положительным героем. Тор теряет молот и меняет прическу. Примкнувшая к ним чернокожая валькирия, дезертировавшая после одной неудачной военной операции, заливает посттравматический синдром внушительными дозами алкоголя и соединяет антиутопическую часть фильма с эсхатологической - которая про собственно Рагнарек.

Части сильно различны стилистически и содержательно. Первая похожа на "Флэша Гордона" и еще на половину фантастических боевиков 80-х. Драка Тора с Халком, выяснение отношений между Тором и Локи в ходе пробежки со стрельбой из бластеров, погоня на звездолетах - это все здесь. Вторая похожа на "Ночной дозор". Помните, как там "светлые" с "темными" на мосту дрались? В "Рагнареке" решающая баталия тоже происходит на мосту. Она, конечно, поэпичнее бекмамбетовской: Халк дубасит кулаками по морде Фенрира, валькирия из пулемета расстреливает орду зомби-викингов, Тор молниями разит, как злой джедай.

Но есть и кое-что общее у захваченного Хелой Асгарда и мира Грандмастера. В обоих случаях герои имеют дело со злодеем-тираном. Грандмастер богине смерти не чета - сравнительно безобиден его режим, построенный на шоубизнесе и рабовладении. Небольшая революция, провернутая с участием засланных агентов, - и все, предположительно, наладится. С Хелой сложнее - геноцид и завоевательские замашки плюс БДСМ-эстетика по вкусу. И никакими агентами, никакими революциями ее не одолеть. Только массированное военное вторжение, только, как говорится, хардкор. А чтобы население не сильно горевало по растертой в звездную пыль отчизне, ему предлагается утешиться мудрым афоризмом: родина - не координаты в пространстве, родина - там, где народ. Что возвращает нас к затронутому как бы в шутку в начале текста вопросу о современной европейской миграционной политике. В частности - в отношении беженцев. То есть к тому, откуда эти беженцы берутся и почему.

Хитрый Marvel. Хитрый. Или нет. Или это все домыслы, а "Тор: Рагнарек" - всего лишь забавное экстравагантное развлекалово под Led Zeppelin. Хотя, если подумать, одно другому совсем не мешает.

4