В Праге отметили юбилей оперы Вольфганга Амадея Моцарта: ровно через 230 лет после премьеры его "Дон Жуана" на сцене Сословного театра (Stavovske divadlo), во времена Моцарта называвшегося Театр Ностица, на этой же сцене прошли юбилейные спектакли оперы под управлением Пласидо Доминго.
Знаменитый певец, активно работающий в последние годы и как дирижер, и продюсер, собрал на спектакль звездный международный состав из певцов, в том числе, российских, в разные годы ставших лауреатами возглавляемого им международного конкурса Operalia, и лучших солистов чешского Национального театра. Одна из его сцен сегодня - это бережно отреставрированный Сословный театр - единственный сохранившийся из тех, где Моцарт дирижировал своими премьерами. Именно здесь 29 октября 1787 года пражская публика рукоплескала премьере "Дон Жуана", партитуру которого Моцарт и его либреттист Лоренцо Да Понте заканчивали в Праге, и которая впоследствии получила мировое признание как "опера опер" - едва ли не самое великое в своей многогранности и загадочности, бурлящей жизненности и философской глубине оперное произведение. А приписываемая Моцарту фраза "Мои пражане меня понимают" навсегда осталась символом особой связи композитора со столицей Богемии.
Когда 29 октября 2017 года отгремели овации в маленьком по сегодняшнем меркам, голубом с золотом, зале и часть нарядной публики переместилась на сцену, чтобы вместе с артистами отметить день рождения шедевра, Доминго рассказал, что замысел юбилейного спектакля возник пять лет назад. Однако сложности планирования (для того, чтобы собрать звездный состав, необходимо совместить календари многих участников, чьи выступления распланированы на годы вперед) заставляли несколько раз двигать даты. На удивление организаторов календари сошлись на 27 и 29 октября - день в день в юбилей премьеры. "В этом есть что-то мистическое!" - сказал Доминго.
Для российского наблюдателя немаловажно, что трое из участников юбилейных спектаклей - россияне. Партию Донны Анны исполнила тонкая и изысканная Ирина Лунгу - выпускница Воронежской академии искусств, которая выступает сегодня на всех главных мировых оперных сценах. (Из Праги Ирина отправилась в Москву, где в эти дни впервые на сцене Большого театра поет Виолетту в "Травиате" Верди - одну из главных своих партий, с которой она выступала в миланском "Ла Скала", Венской государственной опере, в театрах Берлина, Мадрида и других городов).
Дона Оттавио со свойственной ему лиричностью и вокальным совершенством спел один из ведущих теноров наших дней Дмитрий Корчак, ставший недавно еще и главным приглашенным дирижером Новосибирского оперного театра. В прошлом сезоне Корчак с большим успехом дебютировал на сцене нью-йоркской "Метрополитен опера" именно в партии Дона Оттавио. А в образе Церлины предстала выпускница Санкт-Петербургской консерватории Юлия Новикова, также сделавшая завидную карьеру на западных оперных сценах.
"Русские певцы поют по всему миру, и трое из них пели сегодня здесь. Конечно, это говорит об их высоком классе" - сказал "РГ" после спектакля маэстро Доминго.
Но правда и в том, что международный обмен оперными талантами происходит не в одном направлении. Известный итальянский баритон Симоне Альбергини, которого маэстро пригласил на партию Дона Жуана, пел эту партию в том числе в Москве и Перми. А прекрасный комический бас из Румынии Адриан Сампетреану выступал как Лепорелло в рамках гастролей "Ла Скала" на сцене Большого театра. Среди "хозяев" спектакля необходимо отметить солистку пражского Национального театра Катержину Кнежикову, создавшую энергичный и привлекательный образ Донны Эльвиры.
По словам Лунгу, практически в каждом театре, где приходится выступать, она встречает русских музыкантов - не только певцов, но и артистов оркестра. С Дмитрием Корчаком Ирина подружилась как раз на конкурсе Operalia, где оба они получили в 2004 году призы, ставшие важным импульсом к их дальнейшей международной карьере. Не раз встречались они в разных театрах мира, но до юбилейного пражского "Дон Жуана" никогда не пели вместе.
"Русские певцы универсальны и прекрасно впитывают разные культуры и школы. Доказательство тому - приглашение на партии, которые каждая культура считает своим достоянием: bel canto в Италии или оперы Моцарта в Вене, а на сей раз в Праге. Мы перешли эту грань", - говорит Лунгу.
Для юбилейного спектакля организаторы обновили постановку 1969 года, созданную классиками чешского музыкального театра Вацлавом Кашликом и Йозефом Свободой и восстановленную театром в 2006 году. Были заказаны новые барочные костюмы по эскизам Теодора Пиштека - автора костюмов к знаменитому фильму Милоша Формана "Амадеус". Сцена представляет собой слегка модифицированное отражение зала Сословного театра, подчеркивая тем самым, что это дом моцартовского "Дон Жуана". Само действие на фоне изобилия современных режиссерских интерпретаций "Дон Жуана" выглядело абсолютным антиквариатом, но дух Моцарта в спектакле, где на первый план Доминго вывел музыку, ощущался от первой до последней ноты.
Теперь маэстро хочет сделать пражского "Дон Жуана" традицией и собирать на этой исторической сцене новые блестящие составы дважды в год: 29 октября и в день рождения Моцарта 27 января.