01.11.2017 21:45

По следу "Тигра"

Журналист "РГ" прокатился на машине, которая не умеет застревать
"Тигры", оказывается, бывают разные: зеленые, белые, красные... Я выбираю оранжевый. Или он темно-мандариновый? Да не суть, главное - это армейский внедорожник "Тигр". Тот самый, что принуждал Грузию к миру, возил "вежливых людей" в крымскую весну. Сегодня патрулирует Хмеймим, гоняет басмачей у Ракки, несет службу на Кавказе. За границей - от Боливии до Бангладеш.

Мой оранжевый - гражданская версия, он для экстремалов, охотников, да и тех, кто обожает заезжать туда, где волки спать боятся.

Такой можно увидеть уже и на Донбассе - его купил Владимир Жириновский и подарил луганским ополченцам. Только у Жириновского "Тигр" сине-желтый, из первых партий, на которых стояли американские движки в 205 лошадей. Мой рычит ярославским дизелем в 215 л.с. Мелочь, а приятно.

Чтобы оценить машину, еду на завод, где его собирают, - Арзамасский машиностроительный. Для "легковушечников" в "тигриной" кабине не все привычно. Здесь есть - цитирую по техописанию - двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом с электропневмоприводом блокировки.

Ух, выдохнул... И это все предстоит освоить. А впрочем, надо ли?

"Потом разберешься, - разрешает испытатель "Тигра" Алексей. - Просто заводи и - вперед!"

Ключ зажигания едва нашел, он с левой стороны от руля. Еще пара минут, чтобы привыкнуть к передачам, они как на грузовике. Механика. Но все несложно.

Просто завожу - и вперед.

Первое изумление: он, что, правда весит семь тонн?! Идет легко и мягко: независимая подвеска с гидравлическими амортизаторами "глотает" все неровности. Техника для родных дорог.

И вот уже несусь по петляющей трассе полигона. В нижней точке "петли" инстинктивно пытаюсь обойти лужу, скованную льдом. О глубине водного препятствия сужу по жуткой по глубине колее, "Жигулям" там аккурат по зеркала. Кручу рулем как шальной. "Тигр", ненавидя водителя-перестраховщика всеми торсионами, отрабатывает подвеской.

Боковым зрением ловлю красноречивый взгляд испытателя.

Да я и сам понимаю, что объезжающий лужи вездеход - это нелепо. Но что делать с инстинктами от многолетней езды по асфальту на легковушках-пузотерках?

Давлю инстинкты, будь что будет, от следующего "водоема" дерзко не отворачиваю... В лобовое лупят куски льда, машина вся в грязи, но я не чувствую даже легкого динамического удара. О, подвеска!

"Тигр" здесь не посадить, - философски комментирует Алексей. - И вообще... Вот в Африке я как-то посадил в песок "Хаммер". Но вот "Тигр" даже там не удалось..."

При каких обстоятельствах Алексей сажал в жаркой Африке американские "Хаммеры" в песок, выяснить не успеваю. Давлю газ, продолжаю битву с инстинктами. Но уже начинает нравиться...

А теперь выдохните. В базовой комплектации такой "Тигр" обойдется в 12 млн. Увы и ах.

Причем в базе не будет сидений с поясничной регулировкой, обтянутого кожей анатомического руля... Или вот еще: панели, отделанной Alcantara. Что это - и сам не знаю. Вычитал в списке допов.

Чем отличается армейский "Тигр" от гражданского?

По шасси - ничем. Равно как и по двигателю и трансмиссии. Брони вот только на гражданском нет, что делает машину на 700 кг легче.

В остальном - заправский боец. "Тигр", если приперло, можете заправить не только соляркой, а всем, что горит. Представьте картину: вы на своем "Тигре" оказались в постапокалиптическом будущем. В баках (их два по 68 литров) сухо, а ехать надо. Рядом валяется невзорвавшийся вертолет, в кювете перевернутый "Мерседес", чуть дальше дымится разграбленный супермаркет. Сливаете в бак все что есть: авиакеросин, бензин, водку (можно виски, текилу и коньяк), бодяжите смесь остатками соляры... Заведется и поедет.

По трассе расход 13 литров на сотню. В песке - литр на километр.

...После полигона мы бронеколонной направились в город. Один "Тигр" свернул на гражданскую заправку. Все, кто был на АЗС, высыпали из машин: поглазеть. И это в пригороде Арзамаса, где бронетехника воспринимается так же обыденно, как "Феррари" на Рублевке. Думаю, на светофорах в присутствии "Тигра" всем будет не до пацанских понтов: кто кого "порвет". Вежливо пропустят.

К слову, гражданских "Тигров" за год продают от 10 до 15. Стать обыденностью на наших дорогах им, похоже, не светит.

Гражданский "Тигр"
  • Двигатель - дизель 215 л.с., коробка - 5-ступенчатая механика.
  • Вес - около 7 тонн (зависит от запросов клиента).
  • Дорожный просвет - 40 см, днище ровное: ни балок, ни выпирающих рычагов. Машина преодолевает полуметровые рвы, вертикальные стенки до 40 см. На ней можно отправиться в горы: до 4,6 тыс. метров дизель не захлебнется. "Тигры" в ходе испытаний регулярно загоняют на Эльбрус.
  • Скорость по пересеченной местности - до 80 км/ч, по шоссе - 150 км/ч.
  • Условия безгаражного хранения: на улице должно быть не холоднее минус 50 C и не жарче плюс 50 C. А то может не завестись (с первого раза). И это не шутка. При испытании машины помещают в морозильную камеру и оставляют на неделю при минус 50. После чего "Тигр" обязан завестись, причем с первой попытки (использовать предпусковой подогреватель - можно). Если один на испытаниях не заведется - отправят на доработку всю партию.
  • Гражданская версия в базе без брони, но если она вам нужна, то за дополнительную плату получите. Убережет от случайного выстрела на охоте. Кстати, броня очень эффективная. Был случай на Северном Кавказе: после возвращения "Тигра" с операции в горах на нем насчитали 63 пулевых отметины. Стрелки били преимущественно по сварным швам. Они не знали, что машина непрерывно совершенствуется. И в отличие от первых серий современные "Тигры" проваривают дополнительным уголком швы изнутри. Из 63 пуль только одна через корму прошла внутрь. Но броня настолько ее ослабила, что, прорвав кожу берцев, пуля лишь оцарапала бойцу кожу.
  • Для управления нужны права категории С. В остальном - как обычное авто: после покупки регистрируете в ГАИ, оформляете ОСАГО - и скатертью дорога. Насчет скатерти - не образ. Любая дорога для владельца "Тигра" теперь как скатерть. "Лежачих полицейских" не замечает, для подвески даже бревно поперек дороги или упавшее дерево препятствием не считается.

"И на шоссе эта машина ведет себя достойно. Я лично ехал на "Тигре" со скоростью 147 км/ч, и могу утверждать, что яму метр на метр он преодолевает более мягко, чем любимый многими "Лексус-570", - рассказывает Александр Красовицкий, гендиректор Военно-Промышленной компании. - Есть выражение: чем лучше джип, тем дальше бежать за трактором. Так вот, был реальный случай, когда наш "Тигр" вытаскивал застрявший трактор".

Кстати

Среди владельцев "Тигров" - Никита Михалков, Владимир Жириновский, Андрей Кончаловский, Дмитрий Рогозин. Некоторые "тигроводы" предпочитают анонимность.