А вы не были на Таити?
Однажды, запивая "Доширак" вином марки "Арбатское" в своей холодной обшарпанной парижской однушке, Гоген решил, что пора валить на юга. Туда, где круглый год тепло, еда растет на деревьях и, следовательно, необходимость в финансах отсутствует. Знай себе рисуй, жуй кокосы, ешь бананы, чунга-чанга. Так рассудил великий французский живописец.
Но подлая бессердечная реальность отказалась соответствовать его ожиданиям. На месте вдруг выяснилось, что наличность нужна даже на далеких берегах Полинезии. Гоген продолжал влачить нищенское существование до самой смерти. Тем не менее европейскому климату он предпочитал тропический, да и писалось под шепот океанских волн как-то легче, поэтому возвращения на родину хоть и случались периодически, были непродолжительны.
Фильм "Дикарь" с Венсаном Касселем в главной роли описывает пребывание Поля Гогена на Таити во время второго визита на этот остров. Примечательна данная веха его биографии прежде всего супружеством с девочкой по имени Техура, которой на момент их знакомства было 13 лет (а педофил все равно - Кевин Спейси). Сам брак особенно удачным не назовешь - Гоген к союзу со священным трепетом, мягко говоря, не относился. Обстановка располагала к беспорядочным половым связям - проституция цвела пышным молодым цветом. Чем он с удовольствием пользовался. Зато Техура стала его музой и личной манекенщицей, благодаря ней у Гогена наступила своя "Болдинская осень". Вбейте в Google "Поль Гоген картины", выберите поиск по изображениям, и вы увидите множество смуглых женщин, обнаженных и не очень, в различных позах. Ткните в любую наугад - и, скорее всего, это будет Техура глазами Гогена.
Вышеописанные неприглядные факты из ленты удалены: актрису в пару Касселю подобрали постарше, а о промискуитетах умолчали. Но герой все еще довольно неоднозначен. Сюжет строится на взаимоотношениях Гогена, Техуры и одного паренька-аборигена. Последнего Гоген учит вырезать из дерева фигурки, а когда узнает, что тот новоприобретенный навык использует в коммерческих целях, выходит из себя и страшно ругается. Потому что искусство нужно создавать, а не ширпотреб для туристов.
В этом благородном кредо и заключается его трагедия. Именно оно ему мешает жить как белому человеку. И не только ему. Юной жене статус возлюбленной, но все же натуры постепенно надоедает. Ей хочется в церковь ходить в белом платье, а муж в ответ только твердит, что денег нет, что глупости все это, что руку вот так надо повернуть, ногу вот сюда, голову наклонить и не двигаться. И чем сильнее она от такого отношения остывает, тем яростнее вырывается наружу инстинкт собственничества, перенаправленный в отсутствие возможности обладания чем-то вещественным, что имеет денежный эквивалент, на близкого человека.
Состоящий из немногословных, созерцательных бытовых зарисовок, "Дикарь" не пытается проникнуть в сакральный процесс совокупления разума гения с предметами материального мира, в результате которого рождаются шедевры. Этот процесс он наблюдает со стороны, и потому не слишком-то он захватывающе вынлядит. Ну сидит себе Гоген и сидит, кисточкой водит. По лесам ходит, вдохновения ищет. На нищету жалуется, мешки таскает, чтобы копеечку заработать на краски. С местным доктором пьет, в водичке плещется. Однако у такой абстрагированной позиции есть и (в достаточной степени условное) преимущество. Она позволяет взглянуть на ситуацию с точки зрения островитян, к которым в гости пожаловал странный бородатый мужчина, фанатично увлеченный непонятными художествами, и так замучил местную девушку, что та от него сбежала.
3.5