Для известного танцовщика Кеннета Грива "Земля Калевалы" стала лебединой песней на посту главы Национального балета. В кулисах этого театра уважают русскую балетную школу, шеф смолоду дружит с российскими коллегами, и проявленный к премьере интерес для него одновременно радость и ответственность.
За десять лет руководства датчанин и артист мира успел полюбить страну, так что в прощальную премьеру вложил свое уважение, нежность и тихий восторг. Он пригласил удивиться тому, чему удивился сам - "сису", не сразу понятной на другом языке черте национального характера, объединяющей мужество, силу, стойкость и умение не терять голову в сложных ситуациях. Притом премьера - веха не только для Кеннета Грива и Национального балета, а часть праздничных событий Финляндии, со спокойным достоинством отмечающей сто лет независимости.
Неизбежное простодушие, с каким только балет и может рассказать историю отечества, укреплено нестандартными идеями. Зрителю до начала спектакля предлагают поход - погружение в закулисье, где по маршруту от трюма до колосников он проходит через самые яркие сцены будущего зрелища - в декорациях, театральном свете и в компании уже начавших работать артистов (художник-постановщик Микки Кунтту, художник по костюмам Эрика Турунен). Сюжетной пружиной выбран не эпос "Калевала", что неизбежно потянуло бы историю от жизни к мифу, а породившая его земля, так что двадцать (!) эпизодов спектакля оживляют ключевые моменты финской истории и культуры.
Крестьяне на пашнях - сразу и документалистика, и отголосок пейзанства классических "Жизели" / "Тщетной предосторожности". Новобранцы в солдатских шинелях - и финская история, и эхо антивоенных балетов Кеннета Макмиллана. Веселье до упаду и восторг буги-вуги отсылают к опусам Джерома Роббинса, а энтузиазм молодых строителей будущего - к советским драмбалетам об улучшении жизни трудом.
Калейдоскоп тем, идей и способов воплощения основан на неоклассическом балете с его академической базой и вольными пластическими специями, но не только. "Земля Калевалы" - очень человеческое зрелище. Пометка на афише 9+ и обращение к широкому зрителю не формальны, а предельно честны, балет принимает форму эпоса не по букве - по духу, вбирая жизнь во всех ее чертах.
Реквием по не вернувшимся с войн соседствуют с сетом диджея, видео и световые эффекты с бесхитростным соло детей, серьезность с юмором. Финальные эпизоды довели до хохота даже сдержанный финский зал - на выставку достижений народного хозяйства на сцену прямо с горкой въехал лыжник, мелькнули бравые финские хоккеисты. Вместе с крестьянами, силами зла в коричневом трико и ретро-красотками шестидесятых выскочил оркестр с дирижером, и валторнист отбил вдруг такие антраша, что встрепенулись даже артисты балета.
Но по-настоящему пронзительным в этой круговерти были живая цитата знаменитого "Раненного ангела" художника-символиста Хуго Симберга и роскошный хор Национальной оперы, своим многоголосьем поднявший пласты истории в другие выси. Финны, как оказалось, умеют не только без сантиментов сплавлять фольклор с символизмом и делать зрелищный дайждест истории, но и надежно приручать балетную выспренность, говоря о главном прямо и без пафоса.