15.11.2017 19:20
    Поделиться

    В муниципалитетах Зауралья не разглядели потенциал своих территорий

    Недавно один из курганских предпринимателей обратился ко мне за советом, как лучше обустроить территорию возле своего магазина. Когда-то здесь был небольшой тенистый скверик, но он давно заброшен и зарос бурьяном. Давно пора навести порядок. Правда, земля муниципальная, но торговец надеется, что городские власти не будут чинить ему препятствия, а, наоборот, поддержат. Порыв бизнесмена порадовал. Он почувствовал, что запросы общества изменились, повысился культурный и интеллектуальный уровень людей. Они уже обращают внимание не только на ассортимент товаров, который везде примерно одинаков, но и на атмосферу в магазине и возле него. Живописный пейзаж поднимает настроение, рассуждает бизнесмен. Если он его создаст, больше шансов, что покупатели придут именно к нему, а не к конкуренту. Это и есть та самая комфортная городская среда, о которой сейчас так много говорят.

    По данным департамента госэкспертизы, строительства и ЖКХ Курганской области, в этом году  на проект "Комфортная городская среда" в регионе направлено более 196 миллионов рублей: свыше 173 миллионов из федерального, более 15-ти из областного и около восьми из местных бюджетов. По условиям, деньги должны были пойти на благоустройство дворов многоквартирных домов, парков, скверов и других наиболее посещаемых общественных территорий. Не берусь судить, насколько рационально освоены средства и качественно выполнены работы, этот анализ, видимо, еще впереди. Однако я себе представляла этот проект несколько иначе. Может, потому что видела, как это сделано в других городах - в Казани, Уфе, Челябинске, Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске. Там комфортная среда стала частью идеологии городского развития и работает на экономику города. В Кургане пока такой идеологии нет. По сути, у нас все свелось к асфальтированию за федеральные деньги внутриквартальных проездов, дворов, парковок и оборудованию немногочисленных детских площадок, хотя это можно было сделать за счет собственников жилья.

    Беда руководителей многих муниципалитетов в том, что они не видят преимуществ, уникальности своей территории, соответственно, не могут монетизировать ее потенциал и не готовы на этом зарабатывать

    Не слишком оригинальными оказались и проекты общественных территорий. Хотя, безусловно, среди них есть удачные. Но, как правило, они реализуются там, где власти подходят к решению задачи не формально, лишь бы освоить средства, а стратегически, думая о будущем. Например, в селе Кетово на заброшенной лесной опушке разбили парк со свободной зоной Wi-Fi, какому может позавидовать и областной центр. Интересно, что, перед тем как запустить проект, глава района решил узнать мнение старшеклассников. Для него повышение качества жизни сельчан - это еще и решение демографической проблемы. Не секрет, что население сокращается и между регионами развернулась настоящая конкуренция за людей. В Курганской области, по статистике, за полгода население сократилось на 3,5 тысячи человек, причем естественная убыль чуть больше миграционной. Кетовский глава кровно заинтересован, чтобы выпускники школы остались дома. А многие муниципалитеты не мудрствуя лукаво выложили дорожку плиткой и назвали это комфортной городской средой. Это тоже нужно, но вряд ли остановит отток молодежи.

    Беда руководителей ряда муниципальных образований, особенно сельских, в том, что они не видят преимуществ, уникальности, географических и природных достоинств своей территории, соответственно, не могут монетизировать ее потенциал, а значит, не готовы к тому, чтобы на этом зарабатывать. Между тем комфортная среда стимулирует развитие новой экономики, следовательно, у бизнеса появляются дополнительные возможности в сфере производства и особенно в сфере услуг с высокой добавленной стоимостью. Они могут быть как традиционные, интеллектуальные, к примеру в области IT-технологий, сервисные, так и совершенно неожиданные. Например, в Кургане есть музыкальная студия, которая обучает взрослых игре на музыкальных инструментах и вокалу. Это тоже городская экономика, только креативная, основанная на интеллектуальной деятельности и развитии творческих способностей жителей. К сожалению, такие примеры пока единичны.

    Вот так постепенно Курган оживает и даже при минимальных вложениях, но строгом контроле со стороны администрации города благоустройство областного центра понемногу продвигается  вперед.

    На самом деле не так важен сам по себе проект, как его концепция. Сначала нужно придумать, как привлечь людей, кому и что это даст, а потом запускать программу. В разработке концепции должны участвовать жители, только тогда будет толк. Кстати, по рекомендациям Минстроя РФ, с нового года все проекты благоустройства должны проходить обязательное общественное обсуждение. Возможно, это что-то изменит в формировании программы на следующий год.

    Поделиться