издается с 1879Купить журнал

В чем "земельная" ошибка большевиков?

Австрийский теоретик Отто Бауэр о крестьянских корнях Октября и буржуазности советской политики

Австрийский теоретик Отто Бауэр о крестьянских корнях Октября и буржуазности советской политики

Отто Бауэр (1881-1938) - знаковая фигура для мировой социал-демократии XX века. Будучи ведущим теоретиком Социал-демократической партии Немецкой Австрии (СДРПНА), Бауэр внес огромный вклад в разработку австромарксизма - оригинального учения, сочетавшего в себе "трезвый рационализм" и "революционный энтузиазм". На практике это означало идейное лавирование на грани большевизма: австрийский путь к социализму тоже предполагал революцию и диктатуру пролетариата, но они должны были быть достигнуты строго в русле демократического процесса.

Октябрьские события 1917 г. в России стали важным ориентиром для австромарксизма в поиске ответа на вопрос о целесообразности революционного насилия. В 1920 г. вышла работа Бауэра "Большевизм или социал-демократия?" - попытка анализа Октября и его последствий, обобщившая его взгляды по русскому вопросу. Большое внимание здесь уделено особенностям российской деревни, которые, по мнению австрийского оппонента Ленина, в весьма значительной степени определили характер революции. Бауэр стремился доказать, что большевизм является далеко не единственным эффективным методом пролетарской революции, что это изобретение ленинцев, произрастающее из российских реалий и истории, причем изобретение, носящее в отношении крестьянства именно буржуазный характер. Внешне свергнув власть помещиков и капиталистов, Ленин и его соратники ошибочно возрождают капиталистические порядки в деревне, что им еще аукнется в будущем, полагал критик большевизма.

Суммируя свои наблюдения, Бауэр пришел к ключевому для австромарксизма выводу, что в странах Запада, где рабочий класс составляет большинство населения, пролетарская революция может быть реализована именно демократическими методами, а не насилием. Эти свои убеждения Бауэр и его сторонники в пику большевикам попытались реализовать на практике в проекте "Красной Вены" (1918-1934), когда в течение 16 лет социал-демократы пытались создать новый марксистский облик австрийской столицы.

К сожалению, работа Бауэра, с которой были хорошо знакомы вожди Октября, так и не была переведена на русский язык. Большевики активно критиковали своего венского оппонента, причем часто не зная оригинала, по хорошо известной в советские годы методе "Я Пастернака не читал, но решительно осуждаю". Между тем и спустя столетие аргументы Бауэра заслуживают быть услышанными - предсказанные им противоречия между пролетариатом и крестьянством по итогам октябрьских событий самым ярким образом проявились уже к концу 1920х гг. во время массовой сталинской коллективизации. Ниже приводится впервые переведенный с немецкого языка отрывок из книги Бауэра "Большевизм или социал-демократия?", в котором дается характеристика прихода к власти большевиков и роли крестьянства в русской революции1.

Публикацию подготовил Михаил Борисёнок, аспирант

Солдат сбивает эмблему царизма. Петроград. 1917 г. / РИА Новости