21.11.2017 21:39
    Поделиться

    Венгерский спектакль Валерия Фокина "Крокодил" показали в Александринке

    Венгерский спектакль Валерия Фокина "Крокодил" показали в Александринке на VI международном культурном форуме
    Как стать пророком в своем отечестве - наша общая извечная проблема. У Достоевского она почти благополучно разрешилась в нетипичном для него жанре сатирической фантасмагории. Недописанный ранний рассказ, изначально озаглавленный автором "О муже, съеденном крокодилом", был опубликован под названием "Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже". Полтора века спустя возникла идея "перекрестных" постановок Достоевского по театральному межнациональному обмену двумя худруками - Венгерского драмтеатра и Александринского. Венгерский режиссер Аттила Виднянский поехал ставить "Преступление и наказание" с труппой Александринки в Петербург, а главный специалист по Достоевскому в российском театре Валерий Фокин - в Будапешт, в Венгерский национальный драмтеатр.

    По умению построить картину на сцене и точно высветить главные проблемы общества режиссер спектакля, можно сказать, приблизился к глубине Рембрандта...

    Итак: одного скромного чиновника проглотил в Пассаже на Невском проспекте крокодил. Но бедолага не только чудодейственным образом остался жив, но и сумел извлечь из своего трагически унизительного положения огромные социальные дивиденды. Став объектом всеобщего внимания, он решил, что теперь сможет, вещая из чрева крокодила, влиять на умы сограждан. Бывший обыватель, якобы жертвуя всеми земными благами цивилизации ради всеобщего счастья, входит в роль оракула и принимается строить грандиозные общественные планы. Самооценка его стремительно растет, популярностью он пользуется колоссальной, каждое его слово ловят как пророчество. И вот тут в театре Фокина начинается крутая достоевщина в театре абсурда.

    Фантазии героя "крокодильего" времени материализуются на сцене. Толпы любопытных и страждущих новой мудрости заполняют невский Пассаж. Телевизионщики наперегонки ведут трансляции с места событий. Желтая пресса захлебывается в своих интерпретациях ситуации положений. Каждая мысль человека в крокодиле становится долгожданной сенсацией.

    Быть крокодилом теперь - модно, стать крокодилом хочет каждый

    Главный аккорд парадоксов режиссером приготовлен к финалу. Быть крокодилом теперь - модно, стать крокодилом хочет каждый. Люди-крокодилы с золотыми головами-масками устраивают оргию в Пассаже вокруг нового пророка. В венгерской прессе после премьеры отмечали, что финальная сцена крокодилов в спектакле Фокина - одна из самых сильных метафор дня сегодняшнего, которую дала современная сцена... Гости неистово танцуют, совершенно не замечая, что их пророк, оказывается, уже спасен, явился из крокодила на свет божий, и среди людей он оказывается в полном, тотальном одиночестве...

    "История незавершенная, хотя есть упоминания, что Достоевский пытался ее закончить, - рассказывал Валерий Фокин. - Но в записных книжках у него есть в наброске о главном герое, что в результате его как бы спасли, но он оказался никому не нужен. Вот эта ключевая фраза для меня стала основой построения финала. Свержение личного триумфа происходит прежде всего в глазах толпы, которая с радостью готова поднять нового кумира наверх". Почему люди в одночасье превращаются в крокодилов, худрук Александринки демонстрирует наглядно. А вот два вопроса раннего Достоевского он предлагает додумать самим: в данный момент это мы находимся внутри крокодила или это крокодил засел внутри каждого из нас? Хорошо бы уже определиться с местоположением. Чтобы понять немаловажное: как сегодня в принципе не стать крокодилом.

    Поделиться