23.11.2017 23:55
    Поделиться

    Как развивать в России медицинский туризм

    За лечением в Россию пока едут в основном из стран СНГ
    Лечение иностранцев в России может стать одной из значимых статей несырьевого экспорта. Для развития медицинского туризма в стране есть все предпосылки.

    С 2015 года основным конкурентным преимуществом стандартизированного лечения в России является снижение его стоимости, которое произошло после девальвации курса рубля. Заметно выигрывают стоматология, микрохирургия глаза, пластическая хирургия. Причем в области микрохирургии глаза Россия и без этого имеет преимущества благодаря уникальным технологиям и многолетнему опыту проведения операций. В федеральных клинических центрах хорошая инфраструктура. Очевидно, что это может привлечь пациентов из дальнего зарубежья, в том числе для получения более дешевых услуг, которые не покрываются страховкой.

    Пока на рынке медицинского туризма мы проигрываем и по объемам, и по привлекательности отрасли. На долю России приходится не более 0,4 процента этого рынка. В Международном индексе медицинского туризма (Medical Tourism Index) Россия занимает 34-е место из 41. В этом рейтинге учитываются не только компетентность и репутация докторов и стандарты оказания услуг, но и отношение к пациентам в целом, дружелюбность персонала.

    По данным минздрава, в 2016 году помощь в медицинских учреждениях федерального уровня получили 66,4 тысячи иностранцев, три четверти из них - амбулаторно. Более 70 процентов иностранных пациентов, получивших медуслуги в России, - граждане стран СНГ. В 2015 году въездной медицинский туризм принес России от 7 до 10 миллиардов рублей, а в 2016 году вырос до 10-15 миллиардов, однако эти цифры не учитывают данные по частным организациям. Спектр направлений, привлекающих иностранцев, довольно широк: стоматология (в основном - имплантация и протезирование), урология, гинекология (в основном - ЭКО), пластическая хирургия, ортопедия, травматология, сердечно-сосудистая хирургия, офтальмология. Система региональных медицинских учреждений, готовых принимать иностранцев, не развита. Как следствие, около 90 процентов пациентов едут в Москву и Санкт-Петербург.

    Что же нужно сделать, чтобы ситуация изменилась? Во-первых, отрасль должна стать "гостеприимной". Сейчас наблюдается явный дефицит квалифицированных медицинских работников, которые могли бы общаться с пациентами на иностранных языках. Уровень сервиса не дотягивает до привычного иностранцам. Немаловажная проблема - устаревший санаторно-курортный фонд. Мало кто из иностранцев захочет тратить деньги в санаториях, построенных в советские времена и не похожих на привычные здравницы Восточной и Западной Европы. Еще один факт может показаться удивительным: сами медицинские учреждения не заинтересованы в привлечении иностранных пациентов.

    На вопрос, почему так происходит, многие отвечают, что для начала нужно разобраться с внутренними проблемами в сфере здравоохранения, а потом уже работать с иностранцами. Такой ответ можно интерпретировать и как "пока никто не ставил такой задачи".

    Еще одна проблема - визовый режим. В российской консульской практике нет категории "медицинская виза", следовательно, нет возможности на основании медицинских документов получить визу в ускоренном режиме или иметь гибкий график пребывания в России на случай длительного и не регламентированного по времени лечения. Пациенты вынуждены приезжать по туристической визе и сталкиваться со всеми имеющимися в этой связи ограничениями. Ряд стран, где работают стратегии развития экспорта туристических услуг (например, Германия и Малайзия), ввели специальные "медицинские визы", сроки пребывания по ним, как правило, достаточно длительные - до 6 месяцев. В Малайзии и вовсе при необходимости оказания экстренной медицинской помощи предусмотрен упрощенный въезд в страну для пациента с последующим оформлением въездных документов.

    Кроме того, иностранцам неоткуда узнать о возможностях, которые открывает перед ними Россия. За рубежом практически нет информации о возможностях российской медицины. Маркетинговая стратегия привлечения иностранных пациентов на государственном уровне на сегодняшний день отсутствует.

    В мире разворачивается ожесточенная конкуренция за состоятельных пациентов

    При этом в мире разворачивается ожесточенная конкуренция за состоятельных пациентов. Коста-Рика, Индия и Малайзия реализуют программы продвижения медицинских услуг под специализированным национальном брендом. Медицинский туризм развивается довольно успешно в соседней Белоруссии. В частности, в сегменте санаториев соседнее государство смогло реализовать относительно успешную маркетинговую стратегию на постсоветском пространстве. С 2010 по 2016 год экспорт медицинских услуг страны вырос с 9 до 35 миллионов долларов.

    Для развития экспорта медицинских услуг в Белоруссии ввели систему поощрений для работников отрасли, предусмотрели услуги профессиональных переводчиков, разработали порядок оказания медицинских услуг иностранному пациенту по всему циклу лечения от момента поступления в медучреждение до выписки или перевода в другие организации здравоохранения. Белоруссия провела активную маркетинговую и рекламную кампанию, информируя потенциальных потребителей о возможностях национальной медицины. Россия сегодня находится в самом начале этого пути, и нам имеет смысл взять на вооружение стратегию, уже запущенную в сфере экспорта образовательных услуг, а именно - отобрать "якорные" медицинские учреждения и в пилотном режиме отрабатывать механизмы их вывода на мировой рынок.

    Поделиться