Экспедиции Лорана Баллесты к акулам, пингвинам и ископаемым рыбам

Одним из победителей последнего мирового конкурса Wildlife Photographer of the Year стал знаменитый французский фотограф Лоран Баллеста. Снимок подводной части айсберга "Ледяной монстр" (The ice monster), который принес ему победу в номинации "Окружающая среда", был сделан во время экспедиции в Антарктику.

Самый авторитетный конкурс для фотографов, снимающих природу, вот уже 53 года проводит ещё более авторитетный лондонский Музей естествознания (он же Музей естественной истории или Natural History Museum).

Интересно, что обязательное условие участия работ в Wildlife Photographer of the Year - их натуральность. В правилах это звучит так: "фотографии предлагают верные представления о естественном мире". Проще говоря, не допускаются избыточные "украшающие" манипуляции с цифровым изображением. И, разумеется, фотографы должны быть бережны с живыми объектами съемки и окружающей средой.

Во взрослом конкурсе 14 номинаций, в каждой из них выбираются победитель и пять финалистов. В детском номинаций три (по возрастам) и также победитель плюс пять финалистов. В результате к концу каждого сезона собирается большая и очень разнообразная коллекция работ, которая выставляется сначала в Музее естествознания, а потом еще год путешествует по 60 городам Великобритании и мира.

Сами номинации - "Животные в естественной среде", "Портреты", "Чёрное и белое", "Птицы", "Беспозвоночные", "Под водой" и так далее - дают фотографам практически безграничные возможности для выбора сюжета. Кстати, Лоран Баллеста, победивший со своим айсбергом в номинации "Окружающая среда", в номинации "Млекопитающие" вышел в призёры со снимком тюленей подо льдом "Плавательный бассейн" (Swim gym), сделанным в той же антарктической экспедиции.

Лоран Баллеста о съемках айсберга

"Неистовые пятидесятые* позади и "Астролябия" приближается к Антарктике, проплывая по спокойной полынье. Мы не одни: ледяные гиганты вырастают из воды и поднимаются на недосягаемую высоту. Это надо видеть, иначе как поверить, что горы плавают? Они отмечают проход на Землю Адели…

Тихо скользим мимо, чувствуя себя крошечными на лодке длиной 65 м и зная, что видим только 10% их объема. Несмотря на массу изображений в Сети, никто никогда не видел айсберг полностью. Плохая видимость, холодная вода, недоступные глубины сумели сохранить в тайне погруженную часть плавучих ледяных гор. И в этот момент, после 11 дней трудного перехода у меня возникает фантазия показать весь айсберг целиком.

Потом мы ныряем три недели, и каждый вечер по возвращении команда на один шаг ближе к истощению. Во время сегодняшнего погружения мы нашли айсберг сферической формы длиной около 200 м. Он неподвижен, потому что зафиксирован дрейфующими льдинами, и нет риска, что он поплывет или резко перевернется. Отполированный потоком, айсберг снизу выглядит как гигантская галька.

Я предлагаю моим товарищам план и, несмотря на некоторое недоумение, они поддерживают идею. На следующий день мы ныряем, скатившись по ледяному откосу. С помощью фалов, закрепленных грузами у морского дна, и буйков-маркеров на катушках, мы устанавливаем огромную сетку на всю глубину воды, чтобы сделать около сотни фотографий на равных расстояниях от айсберга.

Спустя несколько часов и с несколькими отмороженными пальцами ног мы сидим перед компьютером и смотрим фотографии. Под водой никто не видел весь айсберг: вблизи он выходит за рамки области зрения, а с большого расстояния исчезает в тёмной толще воды. Но после нескольких минут ожидания айсберг, наконец, появляется на экране полностью. Мечта стала реальностью. На ум приходит фраза Ромена Гари: "Ничто не стоит того, чтобы жить, если поначалу это не было плодом воображения, иначе море было бы ничем иным, как просто соленой водой".

* Неистовые пятидесятые (Furious Fifties) - океан между 50° и 60° широты в Южном полушарии. Название дано из-за сильных ветров, с которыми приходилось бороться парусникам XVIII-XIX вв, чтобы обогнуть мыс Горн.

Экспедиции проекта Gombessa

Глубоководная фотосъемка - не единственное, в чем преуспел Лоран Баллеста. Он - морской биолог и испытатель снаряжения для дайвинга. Последние несколько лет Баллеста и его команда при поддержке фонда Blancpain Ocean Commitment занимаются проектом Gombessa, серией экспедиций, исследующих жизнь моря в разных точках планеты. Проект назвали в честь первого объекта изучения - живого ископаемого, обитающей у восточного и южного побережья Африки кистепёрой рыбы латимерии, которую местные жители называют "гомбесса джомоле" (горькая рыба).

Южная Африка. Как живут кистепёрые рыбы

Кистепёрые обитали в океане 360 млн лет назад. Именно их далёкие родственники первыми выбрались на сушу, а примерно 70 млн лет назад, как считалось, все подобные существа благополучно вымерли. Поэтому когда в 1938 году в Индийском океане выловили живую латимерию, это стало сенсацией.

Чтобы понаблюдать за ископаемым Latimeria chalumnae, ныряльщики команды Баллесты многократно погружались на 110-150 м. На практике это означает, что их путь вниз занимал около трёх минут, а возвращение с остановками на декомпрессию - до пяти часов. Результатом экспедиции стали 160 мин. съемок благополучно живущих существ, которые больше чем на сотню миллионов лет старше динозавров.

Французская Полинезия. Ежегодный бал груперов

Следующая экспедиция проекта - Gombessa II - была посвящена событию, которое раз в год происходит в проливе у атолла Факарава (архипелаг Туамоту в Тихом океане). Здесь в полнолуние собираются на нерест груперы Epinephelus polyphekadion из семейства каменных окуней - до 18 000 хищных рыбин на территории примерно в три футбольных поля. Сам процесс происходит синхронно и длится считанные минуты: самки вымётывают икру, самцы - семя, после чего течение уносит оплодотворённые икринки в океан.

Во время этой экспедиции Баллеста поставил мировой рекорд - пробыл 24 часа на глубине 20 м. Такого длительного непрерывного погружения до него не совершал никто.

Кроме того, выяснилось, что поохотится на груперов в период нереста собирается уникально большое количество серых рифовых акул - от 400 до 700. И это самая большая акулья компания, которую когда-либо наблюдали в одном месте. Команда Лорана Баллесты через несколько лет вернулась на атолл изучать их охотничью стратегию.

Земля Адели. Пингвины и другие

В Антарктиду команда проекта Gombessa отправилась вместе с Люком Жаке (лауреатом "Оскара" 2006 года за потрясающий документальный фильм о пингвинах "Императорский марш"). Ныряльщики, для начала ежедневно пробивая трёхметровый слой льда, погружались на глубины, куда раньше не спускались люди - ниже 50 м.

Натурные съемки глубоководной полярной фауны затем передали в парижский Национальный музей естествознания (National Museum of Natural History) и в марсельский Национальный центр научных исследований (National Center for Scientific Research). Это помогло учёным оценить, как климатические изменения влияют на экосистему, где большинство растений и животных - эндемики, адаптировавшиеся к жизни у Южного Полюса.

Лоран Баллеста: "Чем глубже, тем подводный мир становится богаче, поскольку на поверхности жизнь водных обитателей находится в постоянной опасности из-за резких изменений солёности воды. Например, морские звёзды здесь гораздо крупнее, чем в южных морях - до 40 см в диаметре. А морские пауки, которые почти незаметны невооружённым взглядом в водах умеренных и тропических широт, в полярных океанах раздобрели и достигли размеров до нескольких десятков сантиметров. Но сами их тела достаточно малы, поэтому все внутренние органы находятся в ногах".

Французская Полинезия. Ночная жизнь акул

Дайверы и биологи проекта Gombessa дважды возвращались на атолл Факарава, чтобы разобраться с охотничьей стратегией серых рифовых акул (Carcharhinus amblyrhynchos).

Проблема возникла следующая: всегда считалось, что эти полутораметровые акулы, которые днём спят, а ночью выхватывают прячущихся в рифе рыб, делают это строго индивидуально, довольно жёстко конкурируя с соплеменниками. Но во время нереста гуперов (за ним как раз и наблюдала команда Лорана Баллесты) в проливе собралась огромная стая серых акул, которая, охотясь на занятых размножением груперов, демонстрировала принципиально другое, организованное поведение.

Ныряльщики провели больше 200 часов, снимая ночную жизнь акульей стаи. Чем закончилось исследование, станет ясно в начале 2018 года, когда будет готов документальный фильм, посвященный экспедиции Gombessa IV.

Швейцарская история дайвинга

Часовая марка Blancpain, несмотря на географически далёкое от океанов происхождение, вопросами подводных погружений занимается больше 60 лет. Знаменитая швейцарская мануфактура ещё в 1953 году выпустила по заказу ВМФ Франции первые в мире профессиональные часы для ныряльщиков - модель Fifty Fathoms ("Пятьдесят саженей"). Обозначенная в названии часов глубина (91 м) тогда считалась максимально возможной для человека.

Fifty Fathoms имели несколько технических новшеств, жизненно важных под водой - заводная головка с дополнительным уплотнением для герметичности, однонаправленный вращающийся безель для подсчёта времени погружения и т.д. До сих пор все дайверские модели всех производителей только совершенствуют принципы, заданные этими часами. С ними многие годы ныряли военные водолазы Франции, Израиля, Испании, Германии и США. Fifty Fathoms носил великий Жак-Ив Кусто, а сейчас - вся команда проекта Gombessa.

Долгое сотрудничество с исследователями подводной жизни привело к тому, что компания Blancpain стала принимать активное участие в защите океанов. При активной помощи фонда Blancpain Ocean Commitment площадь охраняемых морских акваторий в мире увеличилась в два раза - на 4 000 000 кв.км. Каждый год Blancpain выпускает новую лимитированную версию часов Fifty Fathoms и 1000 евро от стоимости каждого экземпляра идет на финансирование природоохранных проектов.