02.12.2017 14:00
    Поделиться

    Разработка боевых железнодорожных комплексов нового поколения прекращена

    Разработка боевых железнодорожных комплексов прекращена

    Тема создания ракетных поездов нового поколения закрыта, во всяком случае на ближайшую перспективу. Об этом сообщил информированный представитель оборонно-промышленного комплекса России.

    Напомним хронологию начала и окончания службы советского БЖРК стратегического назначения "Молодец", или "Скальпель", по западной классификации, а также несложившуюся биографию российского "Баргузина".

    Приказ "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23" был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком назначили КБ "Южное", находившееся в Днепропетровске. Весь железнодорожный ракетный комплекс назвали РТ-23 УТТХ и дали имя "Молодец". Первый полк ракетных поездов встал на боевое дежурство в октябре 1987 года. К началу 1991 года были развернуты три ракетных дивизии БЖРК. В США, проведя множество "шпионских" исследований, убедились в том, что уверенно отследить перемещение таких поездов, несмотря на ряд демаскирующих факторов, и гарантированно их уничтожить - не в состоянии.

    И еще до развала СССР по настоянию Запада БЖРК стали нести боевое дежурство только в пунктах постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. То есть их главное преимущество - мобильность и скрытность обнулились.

    В январе 1993 года Борис Ельцин и Джордж Буш (старший) подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. Согласно его условиям, Россия должна была снять с вооружения и ликвидировать все свои БЖРК - всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. В начале мая 2005 года тогдашний командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов официально объявил, что БЖРК сняты с боевого дежурства в РВСН. К 2007 году были утилизированы все поезда и пусковые установки. Осталось два музейных полностью демилитаризованных экспоната.

    Так закончилась жизнь стратегических "Молодцов".

    Однако в апреле 2013 года замминистра обороны Юрий Борисов сказал, что Московский институт теплотехники приступает к опытно-конструкторским разработкам, железнодорожных ракетных комплексов нового поколения.

    В 2014 году командование РВСН, как сообщалось в СМИ, публично подтвердило, что БЖРК возродятся.

    И наконец, в конце прошлого года было объявлено о том, что прошли успешные бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для российского БЖРК "Баргузин". Пуск осуществлялся массогабаритной моделью ракеты "Ярс", адаптированной к железнодорожному комплексу.

    А в конце 2017 года выяснилось, что "Баргузин" уходит в долгий отстой на запасные пути, так и не став полноценным боевым железнодорожным комплексом. Хотя официально об этом пока не объявлено. И дело, скорее всего, в финансах - на все их сейчас не хватает.

    Вот что говорит по этому поводу начальник вооружения Вооруженных Сил с 1994 по 2000 год генерал-полковник в отставке Анатолий Ситнов. Именно он имел непосредственное отношению к сохранению оборонного могущества страны в мутные девяностые. При его участии создавались ракетные комплексы "Искандер", "Булава", "Тополь-М" и "Ярс". Более авторитетного специалиста найти трудно.

    По словам А.П. Ситнова, Россия сегодня обладает вполне достаточной ракетно-ядерной мощью, чтобы нанести любому агрессору сокрушительный ответный удар. Причем стратегические ядерные силы за последние годы значительно обновились. В ВМФ в строй вводятся подводные ракетоносцы нового поколения, оснащенные ракетами "Булава". РВСН заменило устаревшие "Тополи" на новейшие "Тополь-М", ставит на боевое дежурство еще более современные "Ярсы". ВВС испытывает крылатые ракеты со стратегической дальностью полета. Поэтому затевать создание еще одной весьма дорогостоящей ракетно-ядерной системы сейчас просто неразумно.

    Тем не менее, отметил Ситнов, опытно-конструкторские работы по "Баргузину" проведены. Эксперимент с бросковым пуском прошел успешно. Если срочно потребуется, наш ракетный поезд достаточно быстро доведут до рабочего состояния и поставят на рельсы.

    Поделиться