Компании меняют форматы корпоративного образования

В этом году обучение и развитие стали одними из основных приоритетов компаний в работе с персоналом. Согласно исследованию HeadHunter, существенно выросло количество компаний, которые готовы обучать всех сотрудников без исключения (63 процента опрошенных компаний в 2017-м против 51 процента в 2016-м).

Наибольшее внимание корпоративному обучению уделяют крупные компании (95 процентов от общего количества). Интересно, что в регионах в этом году корпоративное обучение развивается активнее, чем в столице. "Меняется отношение к корпоративному образованию. Мы постепенно уходим от той парадигмы, что сотрудников можно и нужно учить только тому, что их руководитель считает нужным. В прошлое уходят директивы, на смену им идут рекомендации, подсказки, направление", - рассказала руководитель проекта "Академия" HeadHunter Алена Мастерова.

Рынок корпоративного образования в ближайшее время будет подвержен самым серьезным изменениям с точки зрения содержания обучения, методик и форм преподавания, уверены эксперты. "Современный человек получает такое количество информации за несколько дней, сколько получал 100 лет назад за всю свою жизнь. Неизбежно встает вопрос, насколько традиционный подход к обучению эффективен и чему надо обучать сотрудников в этом море информации", - обратил внимание стратегический директор кластера Korn Ferry Hay Group Валерий Марцинович. Одним из главных вызовов он назвал соответствие содержания обучения требованиям организации "сегодня и завтра" - как сделать обучение максимально полезным для сотрудника и организации. "В компаниях разные вызовы и культуры, поэтому содержание обучения должно быть тщательно подобрано", - пояснил Марцинович.

С этим связан еще один тренд - переход от традиционных громоздких и затратных программ к "микрообучению". Компании не могут себе позволить, чтобы люди несколько дней проводили на курсах и не работали. Да и сами сотрудники не хотят концентрироваться в течение нескольких дней на одной "корпоративной" теме. Обучение должно быть практичным, доступным и при этом коротким по времени. "Само по себе обучение не имеет смысла, если организация не решает вопроса изменений комплексно, - добавил Валерий Марцинович. - Если мы хотим, чтобы сотрудник вел себя по-новому и использовал приобретенные знания, нужно не только донести до него какую-либо теорию или методику, но также очень четко объяснить, зачем это нужно ему лично и организации в целом".

Компании сегодня фокусируются на программах изменения поведения сотрудников и связи их с ежедневной работой, а не на самих курсах. "Спрос на корпоративное образование, встраиваемое в программы подготовки в вузах и ссузах отдельным модулем, значительно вырос, - рассказала директор корпоративного университета СИБУРа Наталья Ямщикова. - Учебные заведения признают разрыв между академическим образованием и требованиями работодателей к компетенциям выпускников. Для гарантированной востребованности на рынке труда перенос корпоративного обучения компаний в студенческие программы широко распространен. В стремительно меняющемся мире мы закладываем основы компетенций инженера будущего у студентов уже сейчас и адаптируем систему корпоративного обучения на предприятии после трудоустройства этих выпускников".

Еще один тренд - переход от традиционных громоздких и затратных программ к "микрообучению"

Рассуждая о специалистах, которые нужны сегодня бизнесу, эксперты называют не только технические навыки, специфичные для каждой отрасли. "Во всем мире исчезает "средний" уровень сотрудника, - отметил Валерий Марцинович. - Сейчас востребованы те, кто четко работает согласно процедурам и приказам и те, кто сам создает процедуры для других. То есть, с одной стороны, нужны ответственные исполнители, с другой - инициативные и креативные люди. Зачастую в крупнейших компаниях нужны одни и вторые".

Среди специалистов наиболее востребованы "продажники", ИТ-специалисты и инженеры для производственных сфер. "Автоматизация процессов приведет к освобождению большого количества рабочих мест, поэтому люди будут нуждаться в новых навыках для решения более сложных и нетривиальных задач, - уверена Алена Мастерова. - Еще 10 лет назад не существовало таких востребованных ныне профессий, как разработчик мобильных приложений, специалист по продвижению в социальных медиа, специалист по облачным вычислениям". Среди навыков актуальной эксперт назвала многопрофильность - сотрудник должен уметь легко обучиться новому. Также, по ее словам, востребованы так называемые "soft skills". Это те навыки, обучить которым машину, программу, бота или сложно, или чересчур дорого.

Наталья Ямщикова также отметила, что с учетом цифровой трансформации востребованы специалисты, способные работать в кросс-функциональных командах, принимать решения в условиях изменений и отвечать за них. "Важными компетенциями для инженеров будущего является высокая обучаемость, аналитика больших данных, критическое мышление и проектное управление", - сказала она.

Цифровые технологии меняют и форматы обучения. По данным HeadHunter, только 30 процентов компаний до настоящего времени не использовали и не планируют использовать digital-инструменты в корпоративном обучении. Все остальные уже пробовали и будут продолжать внедрять, либо еще не пробовали, но решительно настроены начать. "Даже в классических очных форматах тренингов активно используются мобильные телефоны, приложения, чат-боты, дополненная или виртуальная реальность", - рассказала Алена Мастерова. Технологии виртуальной и дополненной реальности актуальны для профессий, в которых сотрудник подвергает риску свою жизнь или жизнь окружающих (опасное производство, пилотирование и вождение транспортных средств, высотные работы, МЧС, полиция).

Учебные заведения признают разрыв между академическим образованием и требованиями работодателей

"Диджитализация - один из основных трендов в обучении и развитии уже не первый год, - подтвердила Наталья Ямщикова. - Конечно, на первых порах это требует финансовых вложений в создание продукта, развитие ИТ-системы. Но если продукт качественный, а его использование удобное для сотрудников, эти инвестиции окупаются". Для крупных компаний с разрозненной географией диджитал-форматы становятся одним из способов оптимизации расходов и возможностью быстро давать образовательный контент.

Диджитализация обсуждается еще и как угроза исчезновения ряда профессий. Эта дискуссия активна, например, в сфере финансов, рассказала глава АССА в России Вера Стародубцева. Ассоциация провела глобальный опрос топ-менеджеров, чтобы выявить компетенции, которые, по их мнению, будут наиболее востребованы в самом ближайшем будущем. Высший менеджмент выделил 7 таких компетенций: опыт, интеллект, креативность, знание цифровых технологий, эмоциональный интеллект, стратегичность, предметные знания. "Как мне кажется, эти навыки в целом универсальны. Рутинные базовые работы будут автоматизированы, соответственно, без аналитических, стратегических и креативных компетенций сотрудник будет не востребован", - отметила Стародубцева.

Важный вопрос - измерения эффекта от обучения. Обычно считают разницу между затратами на обучение сотрудников и результатом их деятельности после обучения (в расчет могут быть включены объем продаж, производительности, скорость решения задач). "Результата сразу завтра ждать, скорее всего, не стоит", - говорит Алена Мастерова. Чтобы оценка была корректной, измерять параметры необходимо до и после обучения. И стоит помнить, что любая из предлагаемых аналитиками формула расчета эффективности обучения не является догмой, так как всегда есть переменная - это человеческий фактор. "Оцифровать эффект очень сложно, но, тем не менее, есть ряд косвенных показателей для ориентира. Например, лояльность сотрудников, текучка кадров, наличие кадрового резерва, повышение производительности, рост инновационных решений", - полагает Вера Стародубцева.