- Надоело ездить в лифте с этой ужасной стеной, - Алексей Андреев из Твери рассказывает о своем лифте, обклеенном старыми, оборванными рекламными объявлениями. - Три года так жил. Стыдно... Решил исправить. Дел - на 30 минут, эффект - каждый день. Я доволен, соседи довольны.
Судя по тому, что большинство красили подъезды и чинили детские площадки, молодым людям надоело ждать, пока местные чиновники наведут порядок, и решили взяться за дело самостоятельно. Соседи относятся к этому по-разному. Но чаще включаются в процесс, скидываются и заканчивают ремонт подъезда, например.
"Доброе дело способно умножаться и мотивировать чиновников", решили активисты из Северной Осетии, заказали машину асфальта и залатали им крупные ямы на одной из центральных улиц поселка Заводской городского округа Владикавказ.
Когда то же самое сделали молодые активисты в Дагестане, местные чиновники сразу же отреагировали и отправили на место дорожные службы.
А Анастасия Немец из Свердловской области решила, что по пути на работу будет останавливаться на остановках и предлагать людям довести их совершенно бесплатно. Но люди настороженно отнеслись к улыбчивой девушке. За неделю она остановилась на 40 остановках, и только шесть человек согласились сесть в машину.
Почему мы не доверяем тем, кто предлагает помощь, и не верим в бескорыстие других? И почему новое поколение Z не хочет ждать перемен и берет инициативу в свои руки. Об этом "РГ" рассказала директор по науке ФОМ, кандидат философских наук Елена Петренко.
Стоит ли всерьез воспринимать этот активизм в Сети?
Елена Петренко: Активность большинства интернет-пользователей в основном ситуативна и эпизодична. Слишком велик соблазн показать себя, не затрачивая много усилий. Но по своей сути добровольчество и волонтерство - это естественная составляющая человеческой жизни. Во время одного из социологических интервью женщина (она москвичка, замужем, трое детей, семья обеспеченная) рассказывала, как укладывает вечером семью спать и бежит на площадь трех вокзалов, чтобы накормить детей-беспризорников. Муж возмущается, а она не может по-другому. Такие реальные практики затягивают людей.
Насколько бескорыстно это желание помочь?
Елена Петренко: Многие действует абсолютно бескорыстно. Потому что такова их природа. Точнее всего мотивацию людей, включающихся в добровольчество, и передает слово "активизм". Можно стать членом родительского комитета в школе или отнести вещи в церковный приют, прийти на субботник или принять участие в демонстрации, отправить смс-пожертвование или стать волонтером на крупных международных соревнованиях.
Сколько у нас сегодня активистов в России?
Елена Петренко: Если мы говорим об организованном, так называемом институциализированном добровольческом движении, то их сегодня четыре процента. Это, кстати, минимум 4 миллиона человек. И это немало, еще год назад было всего два процента. Но НИУ ВШЭ, например, дает другие цифры - более 14 процентов. В ФОМе мы учитываем тех, кто участвует в волонтерских практиках хотя бы раз в полгода, а коллеги из НИУ ВШЭ берут более продолжительный период, два-три года. По нашим данным, гораздо больше тех, кто занимает активную позицию на средней социальной дистанции - 10 процентов. Это те, кто состоит в профсоюзах и входит в родительские комитеты. Еще 11 процентов помогают родным, друзьям и коллегам. В целом - 25 процентов, то есть каждый четвертый среди россиян 18+. В последние пять лет у нас заметно выросло так называемое "серебряное волонтерство". Дамы с высшим образованием и неплохим в прошлом уровнем дохода, выйдя на пенсию, хотят быть полезными.
А оставшиеся 75 процентов верят в их бескорыстие?
Елена Петренко: Вполне естественно, что те, кто не включен в волонтерское движение, кто сам не творит добро и от других добра не ожидает, во всем ищут подвох. Доверие между людьми возникает только при непосредственном контакте, глаза в глаза. Есть, конечно, среди активистов и те, кто нацелен на саморазвитие, продвижение, карьеру. Но опросы показывают, что доминирует другая установка - сделать мир вокруг чуть-чуть лучше, комфортнее. И еще одна тенденция - каждое новое поколение оказывается больше вовлеченным в этот процесс, чем предыдущее.