Театральной труппе гастроли дались не просто. Во-первых, потому что в самый западный регион она прибыла сразу после Варшавы, где давала сложнейшую и редко исполняемую музыкальную трагедию Бенджамина Бриттена "Поругание Лукреции". А во-вторых, не повезло с летной погодой, и театр добирался до Калининграда с большими препятствиями и задержками, из-за чего пришлось даже отменить гала-концерт "Шедевры мировой оперы".
Тем не менее, "Севильский цирюльник" с успехом прошел на сцене Калининградского областного драматического театра. Иначе быть не могло. Ведь это одна из самых популярных комичных опер итальянского композитора, а ее постановку осуществил не менее популярный российский режиссер Юрий Александров, Народный артист РФ, Лауреат Российской национальной театральной премии "Золотая маска", чьи спектакли шли на престижных сценах "Метрополитен Опера" и театра "Ла Скала".
Интересно, но сам режиссер признавался, что "всю свою жизнь бегал от "Севильского цирюльника". Куда бы ни приезжал, на каких бы подмостках его ни смотрел - встречался с очень скучным спектаклем в убогих декорациях. Кривые кринолины, наспех из проволоки сделанная мебель, а самое главное - недостаток мастерства".
- Эту сверхсложную ансамблевую оперу могут спеть только высокие профессионалы. Я понимаю, что это великая музыка, но одновременно эта вещь насквозь бытовая, - говорит режиссер. - К тому же, сложность нашей работы состояла в том, что эта опера "заиграна", наполнена штампами. Мы же хотели посмотреть на нее свежим взглядом, поэтому "наполнение" спектакля - современное.
Действительно, на фоне сценического антуража, выдержанного в стиле эпохи, главные герои "Цирюльника" появляются в костюмах, очень далеких от классики. Опера исполняется на итальянском языке (с видеотитрами), но знаменитые арии разбавлены русскими речитативами, а иногда и русскими жестами в виде фиги. Таково авторское решение режиссера - не просто спеть, а разыграть оперу, создавая комические ситуации вокруг знаменитых персонажей - Розины, Бартоло и Фигаро. Говорят, что задача, которую Александров поставил теперь перед труппой, - "не только поразить зрителя вокалом, но и рассмешить". И это определенно удалось.
Гастроли театра в Калининграде прошли при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках федеральной программы "Большие гастроли".