В Русском музее выставили картины колонии русских художников в Риме

В Северной столице открыли выставку "Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме": более сотни произведений живописи, графики и скульптуры. Тема "вечного города" для мастеров второй половины XIX - начала ХХ веков была особенной, однако почти все произведения хранятся в запасниках и выставляются довольно редко. Русский музей решил восстановить справедливость.

В большом проекте "под занавес" года участие приняли десять музеев со всей страны во главе с Третьяковской галереей. Степан Бакалович, Владимир Беклимишев, Павел Сведомский, Василий Смирнов, Матвей Чижов - авторы большинства представленных здесь полотен массовому зрителю неизвестны, однако все они вместе с Генрихом Семирадским и Василием Верещагиным оканчивали петербургскую Академию Художеств, а после  отправлялись в город своей мечты - Рим, где и работали над своими произведениями.

- Да, эти фамилии не на слуху, но они обижены вниманием совершенно незаслуженно, потому что творчество каждого из них высокопрофессионально. И так как в следующем году Семирадскому исполнилось бы 175 лет, то к этой дате мы решили вспомнить и его самого, и художников, живших с ним в одно время, - рассказывает ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX - XXI веков Русского музея Павел Климов.

Сами музейщики   выставку называют "шумной, эмоциональной, той, которой Русскому музею не хватало": и действительно - пейзажи и портреты занимают здесь скромное место, тогда как остальные полотна в статичности не упрекнуть при всем желании. Взять хотя бы картины, которые открывают экспозицию: это "Римская оргия блестящих времен цезаризма" все того же Семирадского с пиром горой, бокалами и танцами, "Проклятое поле" Федора Бронникова с последними минутами распятых христиан или "Мученики в Колизее" Константина Флавицкого. Все здесь - движение, все - темное язычество, но чем дальше продвигаешься по залам, тем светлее становятся краски. И вот уже Фрина под палящим солнцем сбрасывает одежды на празднике Посейдона (кстати, после приобретения именно этой картины Семирадского Александр III впервые объявил о своем намерении создать нынешний Русский музей), а рабыня в тени деревьев играет для скучающих господ.

В проекте приняли участие десять музеев страны во главе с Третьяковкой

Есть на выставке и настоящая сенсация. Картина Вильгельма Котарбинского, которую после Революции 1917-го года музейщики для сохранности заклеили бумагой. Но временная мера растянулась на 90 лет - огромное полотно размером три на пять метров распаковали только в прошлом году и… оказалось, что краска фрагментами осыпалась, а фрагментами осталась на бумаге. Реставраторам понадобился год, чтобы привести его в первозданный вид. Картину с характерным (как вы уже поняли) для выставки названием "Оргия" до этого момента не видел никто, а более того, эта работа мастеров Русского музея заявлена в одной из престижных премий в номинации "Реставрация года".

Финальная точка выставки - не менее грандиозное по размерам полотно "Христос у Марфы и Марии". Здесь же представлены эскизы Семирадского для оформления храма Христа Спасителя в Москве, эти росписи сегодня не увидеть: все они погибли при взрыве здания в 1931 году. К слову, такой последний аккорд неслучаен.

- Зритель должен пройти своеобразный путь от тьмы язычества к свету христианства, - подытоживает Павел Климов.

На то, чтобы совершить это ритуальное путешествие, у зрителей есть целых три месяца   - выставка будет открыта до 2 апреля будущего года.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"