14.01.2018 19:44
    Поделиться

    Чеснаков: Рассуждения о "длинном бюллетене" - информационный шум

    До дня голосования осталось 9 недель. Небольшой срок для того, чтобы кандидаты успели показать избирателю кто на что горазд. Лидеры и аутсайдеры определены. В такой ситуации кому-либо из второго эшелона трудно будет совершить прорыв и изменить рисунок кампании. Они к этому, похоже, и не стремятся. Сбор подписей - ресурсоемкий этап гонки, но вряд ли он отнимает столько сил, чтобы не осталось времени погромче заявить о себе. Между тем фамилии десятков претендентов до сих пор можно услышать лишь в сухих отчетах Центризбиркома.

    После завершившегося на неделе этапа приема документов от кандидатов, представляющих политические партии, ЦИК зафиксировал рекорд - 70 субъектов, намеревавшихся принять участие в выборах: 24 - от политических партий и 46 - самовыдвиженцев. Хотя большая часть этих субъектов уже покинула гонку, для демонстрации интереса к кампании этот результат имеет важное значение.

    Кто из оставшихся способен пройти в следующий этап - агитационный? Тут все без изменений. В бюллетень имеют шанс попасть всего 6-7 кандидатов. Будет чудом, если их окажется больше. Рассуждения о "длинном бюллетене" с 20 кандидатами не более чем информационный шум.

    Это подтверждают и первые в 2018 году рейтинги. По итогам опроса ВЦИОМ, определена лишь шестерка кандидатов, имеющих заметную поддержку избирателей: Путин, Грудинин, Жириновский, Собчак, Явлинский, Титов. Именно в такой последовательности. Остальные отдыхают.

    Рассуждения о "длинном бюллетене" с 20 кандидатами не более чем информационный шум

    На прошедшей неделе больше всего говорили о Грудинине, рост рейтинга которого был самым заметным. Произошло это за счет сторонников КПРФ, которые не были готовы голосовать за Зюганова. Персональный рейтинг лидера КПРФ последние годы был в два раза ниже рейтинга партии. При появлении Грудинина коммунисты с радостью выдали ему аванс.

    Вопрос в том, надолго ли этого аванса хватит. Ответ зависит от нескольких факторов. Во-первых, будет ли на этой части электорального поля серьезная конкуренция. На выборах в Думу "Коммунисты России" набрали почти 2,3 процента голосов. Этот успех был связан с названием партии, а не с ее лидером - Сурайкиным. Но, даже выступая в качестве спойлера на президентских выборах, он может нанести заметный урон представителю КПРФ. Во-вторых, предъявит ли Грудинин набор привлекательных идей и лозунгов. Опубликованная на неделе программа выглядит как набор энергичных, но нереалистичных бессмысленностей. В-третьих, сможет ли Грудинин отбиться от неприятной критики, связанной с его прошлым.

    "Медовые месяцы" во время избирательной кампании не предусмотрены. Таковы правила игры. Это на себе чувствует и другой кандидат - Ксения Собчак, которую на либеральном поле подвергают все более ожесточенной критике. Хотя это и создает вокруг нее дополнительное напряжение, но позитивно сказывается на рейтинге - число намеренных голосовать за Собчак меньше чем за месяц выросло в два раза. Однако пока не достигло даже одного процента. Престижного второго места, о котором рассуждали в момент ее заявления о готовности выдвигаться, сегодня уже не видно никаким увеличительным прибором.

    Почти исчезли из информационного поля Явлинский и Титов. Лишь Жириновский использует любой подходящий повод для того, чтобы напомнить о себе. Но даже этому опытному бойцу не все пока удается. Ему придется быть в разы активнее и агрессивнее, чтобы обойти кандидата от КПРФ.

    Путин вне конкуренции. Он, как обычно, эффективно использует форматы, с которых избирателю подается сразу несколько сигналов. Эти сигналы не всегда непосредственно связаны с выборами, но их невозможно не заметить. Так, прошедшая встреча президента с главными редакторами СМИ принесла сразу несколько сенсаций, касающихся внешней политики. А эта тема будет одной из важнейших в ходе кампании.

    Наконец, интерес вызвала первая публикация финансовых отчетов кандидатов. Согласно ним, только Путин и Титов уже потратили деньги на подготовку агитационных материалов. Это свидетельствует о серьезности намерений. Агитация требует заблаговременного планирования. Если на нее не потратиться в январе, то и результата в феврале ожидать не стоит. А в марте она может быть уже не столь эффективна. С другой стороны, появление агитационных материалов, за которые не было своевременно заплачено, ставит под вопрос финансовую прозрачность кандидатов.

    Опрос ВЦИОМ определил шестерку кандидатов с заметной поддержкой избирателей

    Что касается явки избирателей, то тут прогнозы пока оптимистичные. По данным того же опроса ВЦИОМ, 78 процентов избирателей заявляют, что точно примут участие в выборах или скорее всего сделают это, а 15 процентов еще не определились. Теперь стоит дождаться рейтингов от двух других крупнейших социологических центров - ФОМ и "Левада-центра". Интересно будет сравнить данные всех измерителей.

    Третья неделя января будет более интересной. Праздники завершены. Избиратель активнее присматривается к выборам. Кандидаты, как принято говорить, вышли на оперативный простор. Кампания постепенно набирает темп.

    Данные представлены на основании инициативного всероссийского опроса "ВЦИОМ-Спутник". В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Объем выборки в декабре - 1800 респондентов, в январе - 3000 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5% (данные за декабрь) и 1,8% (данные за январь). Вопрос "Если бы президентские выборы проводились в ближайшее воскресенье и список выглядел бы следующим образом, то за кого из этих кандидатов Вы бы, скорее всего, проголосовали?" (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто точно планирует принять участие в выборах президента в марте 2018 г.).

    Поделиться