23.01.2018 16:34
    Поделиться

    Сибирские авиаконструкторы создали первый в мире алюминиевый двигатель

    В опорном Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) сконструировали первый в мире самолетный двигатель, полностью собранный из алюминия.

    Как рассказал "РГ" главный разработчик авиамотора - профессор кафедры самолето- и вертолетостроения факультета летательных аппаратов НГТУ Илья Зверков, двигатель может быть установлен на ряд легких самолетов и вертолетов.

    - По техническому заданию мы разрабатывали поршневой двигатель для Як-52, спортивного и учебно-тренировочного одномоторного самолета. Однако таким мотором можно оснастить несколько его модификаций и схожих моделей. К примеру, Як-18Т, который производят в городе Арсеньев, или Як-152, выпуск которого с пока что немецкими двигателями запланирован в Иркутске. В стране очень много и Як-52: зачастую сам самолет может прослужить еще много лет, а вот двигатель уже изношен, - подчеркивает Илья Зверков.

    Сегодня авиадвигатели подобного класса, мощностью до 400 лошадиных сил, в России не выпускаются вовсе, и множество легких самолетов очень скоро может остаться без "пламенного сердца". Однако новосибирская разработка отличается не только высокой степенью востребованности, но и преимуществами перед аналогами. По сравнению с двигателем М-14П, который устанавливался в Як-52 в последние годы его производства, вес двухсоткилограммового новосибирского мотора снижен на 50 килограммов, а мощность при этом, напротив, выросла на 40 лошадиных сил.

    Меньший вес, по словам разработчика, позволяет на 15 процентов снизить и расход топлива. А кроме того, принять на борт больше горючего, что еще значительнее увеличит возможную дальность полета. Из алюминия выполнены даже те детали, что обычно подвергаются самым высоким нагрузкам: коленчатый вал, гильзы, маховик. Сделать податливый алюминий столь прочным позволила еще одна технология новосибирских ученых.

    - Ее суть в том, что на алюминиевые детали воздействуют плазменными разрядами, в результате чего на поверхности детали образуется тонкий слой оксида алюминия, известного как корунд, - пояснили в пресс-службе правительства Новосибирской области. - Корунд обладает высокой твердостью и температурой плавления, именно поэтому алюминиевые детали с корундовой поверхностью могут заменить стальные в двигателе. Детали нового двигателя были специально сконструированы для эффективного применения этой технологии.

    Инновационный мотор, как отмечает Илья Зверков, обойдется дешевле зарубежных аналогов. Сегодня стоимость импортного двигателя аналогичного класса варьируется от трех до шести миллионов рублей. Если новосибирскую разработку удастся запустить в серийное производство, ее цена составит около 2,5 миллиона. Впрочем, пока что, несмотря на рабочий прототип, говорить о сертификации еще слишком рано, до запуска в серию может пройти около трех лет.

    Поделиться