31.01.2018 19:25
    Поделиться

    В екатеринбургском транспорте появился повременный тариф

    Сегодня в Екатеринбурге неформально стартовала масштабная транспортная реформа: в городе начал действовать новый тариф для поездок на общественном транспорте, позволяющий пассажирам в течение оплаченного времени (получаса или часа) делать любое количество пересадок. За границей такой тариф именуют повременным, на Урале же назвали пересадочным.

    Напомним, именно его появление считалось ключевым моментом внедрения принципиально новой схемы движения общественного транспорта. Впервые ее проект презентовали на Иннопроме-2016. Переформатированием маршрутной сети Екатеринбурга занимался фонд "Город.ПРО" вместе с американским специалистом, урбанистом Джарретом Уокером. Проработка идеи обошлась городскому бюджету в восемь миллионов рублей. Согласно представленной схеме в Екатеринбурге из 128 маршрутов общественного транспорта должно было остаться 58: 9 из 30 трамвайных, 39 из 80 автобусных и 10 из 19 троллейбусных. Подобная сеть рассчитана именно на увеличение количества пересадок.

    Вообще-то масштабные преобразования планировались по десятку направлений: обновление парка, создание современных пересадочных остановочных комплексов, выделенных полос для общественного транспорта и так далее. Запустить реформу власти изначально планировали летом 2017-го, завершить в 2019-м. Но горожане высказались резко против, о недостаточной проработанности проекта говорили и многие эксперты, в результате старт официально перенесли на 2019 год. Тем не менее в мэрии не скрывали, что от затеи не откажутся - пойдут эволюционным путем.

    Но даже эволюция по многим пунктам сорвалась. После того как транспортный комитет ввел выделенные полосы на двух центральных улицах города, ГИБДД оспорила новшество в суде. Суд встал и на сторону антимонопольной службы, признавшей незаконными торги по нескольким автобусным маршрутам, где администрация выставила дополнительные требования к цвету и оборудованию машин.

    Самым простым оказалось реформирование расходов пассажиров - введение повременного тарифа. Но и здесь действовать нахрапом не решились: на протяжении трех месяцев новшество тестировала группа добровольцев - сначала только на муниципальном транспорте, затем и на нескольких коммерческих автобусных маршрутах.

    В администрации города коммерческих перевозчиков даже не удосужились собрать, чтобы объяснить механизм. Просто поставили перед фактом

    - В сугубо техническом плане результаты хорошие: 80 процентов добровольцев пользовались 30-минутным тарифом, успевая сделать одну и более пересадок. На тарифе 60 минут свыше 70 процентов успевали делать две пересадки, остальные - три и более, - подвел итог эксперимента глава комитета по транспорту мэрии Екатеринбурга Игорь Федотов.

    Чиновник также уточнил, что к внедрению тарифа готовы как муниципальные, так и коммерческие перевозчики. Из схемы выпадает только метро, которое "по техническим причинам" не сможет пока перейти на новый тариф. В мэрии этот нюанс посчитали несущественным, но, по мнению экспертов, напрасно: в условиях постоянных пробок многие горожане как раз предпочитают хотя бы часть пути преодолевать в подземке, но как раз тут повременка и не работает.

    Кроме того, в новации есть другие подводные камни, которые могут обострить ситуацию на рынке транспортных услуг.

    - На самом деле до сих пор непонятно, как будут распределяться деньги за поездку пассажира, который пересаживается с одного маршрута на другой. В администрации города коммерческих перевозчиков даже не удосужились собрать, чтобы объяснить механизм. Просто поставили перед фактом, - рассказал корреспонденту "РГ" Сергей Ельцов, директор транспортной компании. - Понятно, когда при получасовом тарифе стоимостью 28 рублей человек делает одну пересадку: каждому перевозчику достанется по 14 рублей. А если он успеет перескочить три раза, стоимость поездки уменьшится до семи? Кто тогда возместит разницу между установленным тарифом и теми крохами, что в результате нам перепадут? Опять добиваться компенсации через суд, как это мы делаем в случае с льготниками?

    По утверждению перевозчиков, компенсации за проезд пассажиров-льготников они не могут получить уже два года (предъявляемая бюджету сумма достигла 195 миллионов рублей), а теперь к ней прибавятся пересадочные "дыры". При таком подходе, по мнению предпринимателей, о рентабельности речи не идет. А горадминистрация требует от перевозчиков еще и глобальных преобразований: обновить парк машин, оборудовать автобусы по современным стандартам, покрасить в зеленый цвет... По словам Ельцова, только за прошлый год разорились и ушли с рынка около десятка автоперевозчиков. Правда, это были мелкие компании, владеющие одной-двумя машинами. Крупные, конечно, устоят и намерены и дальше удерживать свою долю на транспортном рынке Екатеринбурга. Но предприниматели уверены: реформа затеяна в первую очередь, чтобы вытеснить частников и улучшить финансовое положение муниципального транспорта.

    А положение серьезное. По данным департамента по управлению муниципальным имуществом Екатеринбурга, транспортные МУПы были единственными участниками залоговых сделок в 2017 году. Трамвайно-троллейбусное управление, метрополитен и муниципальное объединение автотранспортных предприятий заложили имущество на 617,9 миллиона рублей ради получения кредитов на 500 миллионов. Деньги занимали из-за нехватки оборотных средств.

    Любопытно, что за переименованием нового тарифа из повременного в пересадочный тоже скрывается экономическая подоплека. В европейских городах, где повременка действует давно, по-иному выстроена система оплаты и контроля. В Чехии, к примеру, при отсутствии кондукторов огромное количество контролеров. Оплата проезда на совести пассажира, но, если в автобусе или метро ревизор выяснит, что время поездки истекло, пойманному грозит штраф, равный половине нашей минимальной зарплаты.

    - Такая перестройка не для нас, - считает директор НП "Городские пассажирские перевозки" Юрий Минин. - Возможно, затраты на армию кондукторов гораздо больше, чем на систему контролеров, но иначе "зайцы" съедят весь доход. Да и в принципе город не готов к классической повременке: слишком много на дорогах пробок.

    Справка "РГ"

    В 2017 году в Екатеринбурге было 136 регулярных маршрутов (56 из них обслуживали частники, 32 - муниципальное автобусное предприятие, трамвайно-троллейбусное управление - 30 трамвайных и 19 троллейбусных). По городу курсировали 464 автобуса большого и особо большого класса, 455 трамвайных вагонов, 250 троллейбусов, а также 1040 автобусов средней и малой вместимости, принадлежащих коммерческим перевозчикам.

    Поделиться