Хабенский против Хабенского

Владимир Богданов - известный писатель, автор трилогии "Кости". По-видимому, художественной. О чем конкретно его книги - неизвестно. То ли о каких-то Константинах, то ли об археологии. Известно только, что самая первая была как будто хороша, и в ней был "голос поколения" (какого именно - тоже непонятно). А все последующие - так себе.

Кроме того, Владимир Богданов - ведущий популярного ТВ-шоу. К нему в студию приходят какие-то люди, и он с ними о чем-то беседует. Например, ушлый застройщик, жену которого Богданов тут же, перед эфиром, в туалете, это самое. Не исключено, в том и состоит концепт программы.

В свободное от исполнения обязанностей литератора, телезвезды и любовника время Богданов пьет. И иногда навещает маленькую дочурку, живущую с матерью.

Одним премерзким зимним утром Богданов, проснувшись с похмелья, находит свою помощницу мертвой. А затем - еще хуже: кто-то, очень похожий на Голядкина, то есть, простите, Богданова, начинает выдавать себя за Богданова. И никому до этого нет дела, всем новый Богданов кажется приятнее во всех отношениях.

Казалось бы, ну и черт с ним. Подумаешь. Взять, допустим, какого-нибудь Сергея Минаева и заменить его другим Сергеем Минаевым (речь, понятно, не о "первом советском поющем диск-жокее", этот Сергей Минаев уникален). Заметит ли кто-нибудь разницу? Да навряд ли. Книжки его все равно ни один нормальный человек больше одного раза не открывает, как и его шоу никто в здравом уме добровольно не смотрит. Но в том-то и дело: Богданов - и есть Минаев. Альтер-эго, так сказать. У Минаева вон и дочка от расторгнутого брака тоже есть, и журнал, где Минаев значится главредом, у Богданова в квартире обложкой кверху на видном месте лежит. Ну и - самое главное - Минаев сам же написал сценарий по своему же роману. Факты налицо. Даже когда Богданова на пресс-коференции спрашивают, насколько герой его "Костей" (или "Кость") автобиографичен, и тот отвечает, мол, ну что вы, я гораздо хуже, это звучит скорее как кокетство.

Стало быть, мы имеем дело с рефлексией Сергея Минаева. Что уже само по себе довольно тоскливо. К тому же рефлексия эта - пополам с нарциссизмом. Женщины все поголовно Богданова-Минаева любят, такой он весь успешный, стильный, Хабенский, "голос поколения", опять же. Чудо, а не мужик. Правда, эмпатии не вызывает абсолютно никакой. Единственная положительная черта, за которую можно ухватиться - трогательная любовь к дочери. Но когда Богданов приступает к осуществлению плана по восстановлению статус-кво, чадо свое он, не колеблясь, жестоко использует. И ухватываться становится совсем не за что.

Короче, Минаев не Достоевский (вот это новость, да?). Но и обычный триллер он как следует закрутить не в состоянии. Личность доппельгангера раскрывается довольно быстро и неинтересно, причем не Богдановым - он каждый раз, получая реальный шанс встретиться лицом к лицу с негодяем и все выяснить, отчего-то тушуется. А все прочие сюжетные повороты должного отклика не находят - в основном по уже озвученным причинам: отсутствие эмоциональной связи и автофилия, из-за которой финальный диалог между Богдановыми о селфи как о "торжестве самолюбования" превращается в абсурд.

При этом, положа руку на сердце, не сказать, что фильм совсем уж никудышен. Режиссер Николай Хомерики делает красивую картинку, Хабенский, как обычно, крут, Северия Янушаускайте чарует своей ледяной красотой и даже Бондарчук в вязаной шапочке смотрится вполне уместно. Сценарист вот только какой-то не такой. Заменить бы его кем-нибудь. Хотя бы и двойником.

2.5