Патриарх сегодня однозначно важная фигура даже для неверующей части общества. Что вы лично от него ждете?
Евгений Водолазкин: Понятно, что перед Патриархом прежде всего стоят духовные задачи. Но вместе с тем должен сказать, что нынешний Патриарх и на меня, и, думаю, на очень многих людей производит очень большое впечатление как интеллектуал. Это человек энциклопедической образованности. Человек с замечательной речью, что вообще-то, надо сказать, большая редкость в нашем обществе. И на меня глубокое впечатление как раз производит высочайший уровень его культуры и связанные с этим черты характера.
Церковь вписалась, вошла в жизнь современного общества, состоящего в том числе и из атеистов?
Евгений Водолазкин: Думаю, что только входит. Потому что часть общества не принимает нового положения и роли Церкви, стремится жить в строго светском измерении. И когда Церковь возвышает свой голос по той или иной проблеме, некоторые считают, что Церковь не в праве тут что-то говорить. При этом у нас любят ссылаться на западный опыт, но там Церковь как раз имеет очень большое значение. В том числе общественное. И высказывается она там почти по любому поводу. Я не считаю, что это так уж хорошо и что на всякий чих нужно отвечать "будьте здоровы". Но на основные проблемы реагировать нужно, и церковная реакция на них важна. И то, что Церковь это делает, имеет огромное значение. С тем, что сейчас происходит на Западе, сопоставима лишь огромнейшая практическая деятельность Русской церкви до октябрьского переворота. Поэтому когда говорят о вмешательстве и засилии Церкви, я не очень понимаю, о чем речь, поскольку Церковь в общественной жизни у нас до сих пор играет гораздо меньшую роль, чем на Западе.
Евгений Германович, а отношения Церкви и интеллигенции? Возникает иногда ощущение, что интеллигенция дразнит Церковь, часто не понимая, чем продиктованы церковные позиции, что Церковь неавторитетна для лидеров общественного мнения. Но, мне кажется, и Церковь порою не понимает до конца и недооценивает ту огромную работу, которую делает для гражданской нации интеллигенция.
Евгений Водолазкин: Церковь она, знаете, разная, неоднородная. И интеллигенция разная. И поэтому разные группы Церкви и интеллигенции по-разному друг к другу относятся. Консервативная часть Церкви с некоторым подозрением относится к тому, что говорят представители интеллигенции, и часто ожидает от них какого-то подвоха. Но с другой стороны, есть и часть интеллигенции, которая все время ждет, что Церковь затронет ее интересы или, как ей кажется, "вступит на ее территорию", и всегда "заранее готова к обороне". На самом деле это не взаимоисключающие множества. Я замечаю, что все больше людей из наших интеллектуалов становятся церковными. И это естественно. Потому что, еще раз повторю, основные и самые важные вопросы в нашем обществе - о вере, жизни и смерти - решают два института: Церковь и литература и искусство. Остальное, не такое важное, остается прочим институтам - от правительства до благотворительных фондов. А о главном говорят только Церковь и литература. Это и обусловливает то, что гуманитарная, художественная интеллигенция и Церковь все больше находят друг друга, по крайней мере, на мой взгляд. И с одной стороны, Церковь сегодня учится говорить с интеллигенцией, не ища в ней исключительно источник какого-то подвоха, а с другой стороны, интеллигенция понимает, что Церковь это плоть от плоти народа, а не какое-то потустороннее явление, нечто, прилетевшее с Марса. Церковь несомненно очень важная часть нашего общества, особенно если учитывать, какую роль она сыграла в формировании русской культуры. Безусловно, определяющую. Мне кажется, сейчас наше общество идет по пути притирки друг к другу взглядов и интересов разных групп - общественных, политических. И помаленьку привыкает к тому, что есть люди, которые мыслят иначе. Так и Церковь с интеллигенцией идут по пути постепенного понимания друг друга. Я думаю, что все это приведет к хорошим результатам.