издается с 1879Купить журнал

Одиссея Кустодиева

Прежде чем писать свои яркие картины, знаменитый художник совершал фотоэкспедиции

01 февраля 2018

В этом году - 140 лет со дня рождения русского художника Бориса Кустодиева (он родился 23 февраля, 7 марта по новому стилю, 1878 года) - автора самого известного портрета Федора Шаляпина, "Купчихи за чаем" и "Большевика"

Борис Кустодиев, казалось, рисовал только купчих за чаем, ярмарки и праздничные гуляния. И еще большевика, шагающего по городу - уже после революции. Но художник оставил и интересный фотоархив. Его показ (о нем мы уже писали здесь) завершается в Москве. 

Главное наследие Кустодиева - яркие картины дореволюционной России. Так сочно ту страну показал еще Сергей Прокудин-Горский. Но уже на цветных фото. У него они чаще носят протокольный характер. А, например, у писателя Леонида Андреева (он был и замечательным фотографом) - художественный.

Андреев делал фотографические карточки в цвете. Кустодиев - черно-белые. Но эти кадры зачастую и становились основой для его сочных картин. Эти кадры можно до 4 февраля увидеть в Мультимедиа Арт музее.  

Здесь же и цитаты из писем Кустодиева - жене, друзьям. После возвращения из Парижа в 1904-м (годичной командировкой туда Кустодиева наградила Акадеимя художеств - "за отличные познания в живописи") они с женой поспешили в полюбившийся им больше французской столицы костромской край.

Там Кустодиев начал строить свой дом-мастерскую Терем. Смотрел на деревенскую жизнь и народ. Писал. Фотографировал - Терем, ярмарки в округе. И, конечно, людей.

Народ, по словам Кустодиева, трудно было "достать" для этюдов. Просто потому, что "все они заняты", констатировал он.

- Все виденное там, далеко, так не походит на то, что нас окружает теперь, что иногда и не верится, был ли когда-нибудь дальше этих мужиков, этих берез и елей, - вспоминал о Франции и Испании Кустодиев.

Фотографии Бориса Кустодиева, сделанные им в Костромской губернии в начале XX века.

Он называл костромской край "второй родиной" (Кустодиев родился в Астрахани, а его жена Юлия была из этих мест). Возможно, потому что быстро нашел общий язык с местным людом. Еще в 1901 году Кустодиев в письме другу Ивану Куликову (тоже художнику, писавшему картины из народной жизни) сообщал:

- Все это народ простой - умный и, главное, такой, который ничем не нужно удивлять и производить впечатление. 

Какое впечатление на народ произвела революция, Кустодиев на своих картинах так богато, как ярмарки и праздники, не отразил. Хотя после октябрьских событий он не эмигрировал из России, а продолжил работать здесь.

Например, та самая "Купчиха за чаем" будет написана уже в 1918-м, несколько картин с масленичными гуляниями - в 1920-х (в прошлом году мы проиллюстрировали ими всю тему об угощениях на Масленицу), а колоритный портрет Федора Шаляпина на ярмарке (с оттопыренным благородным мизинцем с перстнем, в барской шубе, на фоне российских флагов) и вовсе в 1922-м. Именно Кустодиев уговорил певца позировать в этой шубе, которую Шаляпин считал краденной (ею с ним расплатились за концерт в Петрограде).

Борис Кустодиев. "Купчиха за чаем", 1918 год. / wikimedia.org/Государственный Русский музей

Этот свой портрет Федор Шаляпин особенно ценил из всех, что у него были. "За русский дух", - объяснял он. А, может, еще и потому, что Кустодиев писал его, будучи уже инвалидом. Он не мог ходить, а огромное полотно передвигал при помощи хитрого механизма. 

Новое время, конечно, наложило отпечаток на творчество художника. Он принимал участие в оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты и картины на революционную тематику. Так было нужно, чтобы жить дальше. Жить на Родине. 

Самая известная из революционных картин Кустодиева - "Большевик", возвышающийся над городом. Ее художник представил в 1920-м (за пять лет до этого он напишет портрет царя Николая II на фоне Кремля). Именно "Большевика" поместили на афишу выставки "Некто 1917", которая проходила в Третьяковке и была посвящена 100-летию революции.

И все-таки Кустодиева знают именно по картинам, где тот же Шаляпин, как он сам признавался, видел "аппетитную сочность краски в изображении русских людей".

Бориса Кустодиева не станет в 1927-м, он не доживет и до 50 лет. За это время Борис Михайлович увидит Париж, будет жить там какое-то время и учиться. В Мадриде станет копировать Веласкеса, а в Севилье ужасаться жестокости корриды. Наконец, оставит после себя целую страну - Россию, которой не стало в 1917-м.

- Говорят, мол, за границей свет, а у нас ничему не научиться, - замечал в одном из писем Кустодиев. - Да, побольше самому писать и изучать старинных мастеров и научишься у них любить искусство так же, как и они. Любви у нас мало...