Александр Павлович, начнем с актуальной новости последних дней. Неужели партитуру "Ленинградской" симфонии никто никогда не копировал?
Александр Вершинин: Главное в симфонии сама музыка, ее художественное, моральное, познавательное значение. Не случайно ее называют Ленинградской, Героической, Антифашистской. Но у симфонии интереснейшая история, которая позволяет глубже ее понять. Она складывается из симфонических концертов, судеб исполнителей, партитурных записей. Была, например, к счастью, короткая история с потерей рукописи. и длинная - с пересылкой партитуры симфонии на фотопленках в разные города и страны, в результате чего было обеспечено победное шествие симфонии по лучшим концертным залам и крупнейшим радиостанциям мира. В блокадный Ленинград из Куйбышева доставили самолетом ту самую партитуру, которая станет теперь широко доступной в электронном виде. Интересно, что в шкафу одного замечательного, но малоизвестного петербургского школьного музея хранится уже несколько десятилетий единственная черно-белая репринтная копия партитуры.
Президентская библиотека первой в России вышла на технологии XXI века. Вы задали тренд на цифровизацию, на глобальный доступ в сеть. Удалось ли вам наладить сотрудничество с обычными, районными библиотеками в уголках нашей страны. Нужны ли им такие технологии?
Александр Вершинин: Библиотеки должны, как обычно, создавать свои фонды и обслуживать читателей, а также организовывать в современных условиях и удобный доступ к электронному пространству знаний. Поэтому на базе не только центральных региональных библиотек во всех регионах России, но и в муниципальных учреждениях открываются точки доступа к фондам Президентской библиотеки. В 85 субъектах Российской Федерации работает 460 таких электронных читальных залов, а также - к слову - несколько десятков в 27 странах. Сейчас мы стремимся к созданию региональных центров, которые объединяли бы не только библиотечные ресурсы, но и архивы, музеи и СМИ (в том числе муниципального уровня). Такие центры действуют примерно в половине регионов. Кроме того, создаем и сеть информационно-просветительских центров. Они сейчас открыты в Сибири и на Северном Кавказе.
Какова необходимость в таких центрах? Ведь доступ к вашим фондам, включая архивные материалы, можно получить с домашнего компьютера и даже с мобильного телефона?
Александр Вершинин: В центрах и с непосредственным участием коллег из регионов мы предоставляем методическую помощь, рассказываем о нашем хранилище, принципе формирования каталогов, обучаем работать с нашими массивами данных, вместе совершенствуем наши информационные системы, обмениваемся ресурсами, проводим масштабные публичные мероприятия в информационно-телекоммуникационных сетях. Двадцать процентов фондов Президентской библиотеки - это документы из регионов.
Библиотека сегодня - это не просто хранилище. В прошлом году у нас более двухсот информационных мероприятий прошло в формате видео-конференц-связи или интернет-трансляций. Например, каждый месяц в прямом эфире мы проводим презентацию нового выпуска журнала "Родина", к нам присоединяются из разных регионов, люди обсуждают сюжеты, делятся мнениями, а мы сохраняем все материалы в записи. Или только что, по инициативе Самарской и Волгоградской, а также с участием Кировской, Калининградской, Пензенской, Алтайской и других центральных библиотек в регионах состоялась конференция, в ходе которой были широко раскрыты захватывающе интересные материалы о героических футбольных матчах, которые прошли в блокадном Ленинграде, в оккупированном Киеве, в разрушенном Сталинграде, в Куйбышеве и Кирове. Спортивные состязания были зрелищными и яркими примерами мужества и стойкости, стремления и воли к победе наших людей. А конференцию посвятили 75-летию прорыва блокады Ленинграда и победе в Сталинградской битве.
Эти мероприятия также к Чемпионату мира по футболу?
Александр Вершинин: Конечно, ведь их тематика связана с футбольной, но не только, повесткой 2018 года. К Чемпионату мы, кстати, готовим и другие материалы: будет и коллекция, и выставка. Футбольная тема появляется и в других, казалось бы, никак не связанных со спортом событиях. Например, в этом году мы будем проводить также выставку, посвященную Тегеранской конференции. Мало кто знает, что после ее окончания проводился матч на Кубок шаха Ирана. Англию тогда представлял "Арсенал", а Советский Союз - команда от погранслужбы НКВД. И, знаете, наши выиграли, первый приз уехал в Москву.
Недавно исполнилось три года с пожара в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН. Тогда сгорело порядка 5 миллионов экземпляров изданий. Многие из них не имели цифровых копий. И для большинства изданий, особенно научных, их нет и сейчас. Почему книги и научные журналы не сохраняют на цифровых носителях?
Александр Вершинин: В ИНИОН часть изданий удалось восстановить, что-то законсервировано. Вероятно, для перевода документов и изданий в электронный формат не хватает возможностей. Все понимают, что "цифра" - это новый и перспективный способ сохранения документов, а также организации к ним широкого доступа. Но он требует немало дополнительных средств и усилий. У академических научных учреждений очень много задач, реформируется большое хозяйство. Оцифровка требует высокотехнологичного оборудования и его постоянной модернизации, но не ограничивается только сканированием: документ нужно описать, включить в электронные каталоги, информационные системы. Мы это делаем вместе с библиотечными, образовательными, архивными и музейными учреждениями. Размещаем там сканеры и цифруем материалы. В прошлом году переместили даже два сканера в библиотеку Академии наук и начали совместную работу по оцифровке документов в этом старейшем академическом хранилище.
Вы работаете не только с архивными документами прошлого. Президентская библиотека поддерживает фестивали документальных фильмов, многие ленты вы берете к себе в коллекцию. Как вы определяете, что может стать хроникой, а что нет?
Александр Вершинин: Вообще, хроникой является любая запись событий во временной последовательности (в том числе в форме кино или видеодокумента). У нас в стране сегодня снимается много документальных фильмов. Но даже самые интересные и замечательно снятые часто неизвестны. Даже на знаменитых киностудиях иногда не знают режиссеров, которые там снимают. Документальное кино рассыпано по разным частным студиям, режиссеры стремятся получить заказы или гранты, снимают исходя из своих возможностей. Интересные кинодокументалисты работают не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и на Урале и в Сибири, Дальнем Востоке и на Северном Кавказе, везде. Поэтому, с одной стороны, нам нужно собирать кинодокументы (в том числе и те, авторами которых являются любители), а с другой, масштабная, "монументальная" кинолетопись страны должна создаваться специально лучшими студиями и режиссерами.
Что такое кинолетопись?
Александр Вершинин: После некоторого перерыва кинодокументалисты вспомнили, что в этой сфере действует Закон "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации". Согласно ему "кинолетопись" - это "регулярные съемки документальных сюжетов, отражающих характерные (преимущественно уходящие) особенности времени, места, обстоятельств и рассчитанных в перспективе на производство фильма". Более того, к формам государственной поддержки кинематографии относится полное государственное финансирование кинолетописи. Но в последние годы финансирование документального кино сокращалось. В свое время в нашей стране сняли "летопись полувека". В 1967 году ее посвятили 50-летию социалистической революции. Тогда в 51-й серии впервые были обнародованы многие архивные киноматериалы. Наше время тоже нуждается в таких масштабных кинопроектах. 2018 год, насыщенный знаковыми событиями и датами, мог бы положить начало новому летописанию.
Кинофестивали тоже уходят в Интернет. Например, в ноябре прошлого года свыше 250 тысяч человек присоединились к онлайн-трансляции ленты "Перед судом истории" на портале "Культура.рф", просмотр был организован киностудией "Ленфильм", Президентской библиотекой и редакцией "Российской газеты". Как вы считаете, может ли интернет-просмотр заменить со временем "живые" походы на кинофестивали?
Александр Вершинин: Скорее - дополнить: более широкая аудитория, более разнообразные дискуссии, возможность "побывать" на всех просмотрах. Но важен не только сам факт проведения трансляции. Мы снова должны говорить об умении использовать информационные технологии: специальная организация, методика, режиссура, реклама и т.д.
Недавно Президентская библиотека начала сохранять сайты. Зачем, если они и так сохраняются в поисковых системах?
Александр Вершинин: Действительно, данные сохраняются в поисковых системах. С их помощью мне самому удалось восстановить материалы, которые я утратил в результате закрытия сайта. Но никто не может сказать, сколько времени, в каком объеме и на каких условиях поисковые системы будут хранить наши данные и обеспечивать к ним доступ. Президентская библиотека внедряет свои информационные технологии по сохранению интернет-ресурсов. С одной стороны, это веб-архивирование сайтов в целом, а с другой -поиск отдельных электронных документов (текстовых, звуковых, изобразительных).
Как вы выбираете, какие сайты нужно сохранить для истории?
Александр Вершинин: С учетом правового регулирования и профиля комплектования фондов Президентской библиотеки мы сохраняем прежде всего государственные ресурсы сайтов президента и правительства Российской Федерации, некоторых регионов и общественных организаций. Это своего рода тоже летопись - интернет-летопись страны.
Сейчас активно обсуждается тема блокчейн-технологий. Могут ли они быть применены в Президентской библиотеке?
Александр Вершинин: Можно с некоторой долей иронии и самоиронии сказать, что мы уже "в блокчейне": создаем базы данных, формируем разные информационные системы, используем сетевые технологии. Перед нами стоит задача заменять "ручной" интеллектуальный труд автоматизированной деятельностью, извлекая знания из цифровых данных и создавая единое пространство знаний.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"