издается с 1879Купить журнал

Князь Оболенский против Гитлера

Подробности жизни в эмиграции представителя легендарного рода Российской империи

"Наш папа спасает Россию" - так обычно отвечала мама на вопрос маленькой княжны Веры Сергеевны Оболенской о том, чем занимается ее отец - главный редактор парижского журнала "Возрождение". Князь Сергей Сергеевич Оболенский (1908-1980) - личность легендарная даже для блистательной русской эмиграции. Князья Оболенские, ведущие свое происхождение от Рюрика и святого благоверного князя Михаила Черниговского, принадлежали к самым знатным и родовитым домам Российской империи. Михаил Черниговский был убит в Золотой Орде за отказ следовать языческим обычаям и нежелание изменить православной вере. Патриотическая искренность, принципиальность стали семейными чертами Оболенских, и более всего это относится к нашему герою.

Союз Молодой России

Сережа Оболенский родился в Тифлисе в семье Сергея Дмитриевича Оболенского (1868-1946) - последнего ставропольского губернатора. В 1919 г. С.Д. Оболенский с семьей, после гибели старшего сына Александра в бою с красными под Мелитополем, был вынужден эмигрировать в Будапешт.

Будучи истинным русским патриотом С.С. Оболенский вступил в самое крупное и популярное молодежное движение в Русском Зарубежье - "Союз Молодой России" (позже "Союз младороссов" и "Младоросская партия"), где занимается активной политической деятельностью. С 1928 г. молодой князь стал руководителем очага в южной Германии.

Вождем младороссов, с официальным титулом "Глава" - стал Александр Львович Казем-Бек (1902-1977). Вторым лицом движения и идеологом был генеральный секретарь Кирилл Сергеевич Елита-Вильчковский (1904-1960). Председателем "Главного Совета" был великий князь Дмитрий Павлович, а казначеем - сын балерины Матильды Кшесинской - светлейший князь Владимир Красинский.

В 1935 г. С.С. Оболенский бежал из нацистской Германии - въехал во Францию с туристической визой и получил разрешение там остаться, продолжил журналистскую и писательскую деятельность, изобличая опасность гитлеровского режима. После переезда в Париж Оболенский стал признанным идеологом младороссов, членом "Руководящего центра", занял должность "политического секретаря"1 и был четвертым человеком в руководстве.

В разное время к младороссам примыкали Иван Билибин (сын известного художника), лингвист граф Илья Толстой (внук Л.Н. Толстого, впоследствии профессор МГУ), писатель Яков Горбов, поэт барон Анатолий фон Штейгер, Игорь Кривошеин (сын царского министра земледелия), религиовед и историк профессор Сергей Зеньковский. Среди сочувствующих знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский и представители династии Романовых.

Местные отделения младороссов действовали практически во всех странах, где жили русские эмигранты. Сами младороссы официально декларировали свою численность в 3000 активных членов2. Их финансировали великий князь Дмитрий Павлович и его жена - американская миллионерша.

"Младоросскость" - понималось, как состояние "национальной энергии", "восторженной бодрости и внутреннего горения" и одухотворенность идеей при выполнении постулатов программы и идеологии движения. Отсюда и экзотическая структура организации младороссов - "движение - партия - орден". Орден служения России, беззаветных, бескомпромиссных рыцарей-патриотов заложивших жизнь и души, за попытку спасения Родины.

Младороссы известны своими знаменитыми и эпатажными лозунгами: "Царь и Советы", "Ни красные, ни белые, а русские", "За Федеральную Империю" ("За Союзную Империю"), "Социальная монархия", "Режимы уходят, а Родина остается".


Германскому плугу нужна славянская земля

Несмотря на лояльное отношение к итальянскому фашизму, к германскому национал-социализму младороссы всегда относились крайне отрицательно. Гитлера и идеологов нацизма обвиняли в расизме, русофобии, славянофобии и планах расчленения России. Отрицательное отношение к III Рейху и его политики в сочетании с ожиданием свержения большевиков советскими военными, привело к острой конфронтации почти со всеми правыми организациями русской эмиграции. Младороссы упрямо доказывали, что Гитлер не собирается освобождать Россию от коммунизма. Ему нужно жизненное пространство для немцев и строй, который нацисты готовят для нашей Родины, настолько ужасен, что даже сталинский режим покажется раем. В США, в еженедельной газете "Русское дело" С.С. Оболенский опубликовал несколько статей. В них раскрывалась антиславянская и русофобская сущность германского национал-социализма, а также делались полностью оправдавшиеся прогнозы по поводу поведения нацистов в России в случае войны.

С.С. Оболенский занимался не только политической и журналистской деятельностью. Он написал книгу в соавторстве с Пьером Бреги "Украина - земля русская", вышедшую в 1939 г. на французском языке в издательстве Галлимар, а затем и на английском языке в издательстве Хатчинсон. Книга была посвящена неразрывности экономических, торговых и культурных взаимоотношений Украины и России. Официальная точка зрения на украинский сепаратизм младоросской партии была такова: украинцы, новый равноправный народ, достойный автономии, требования Германии предоставить независимость Украине - первый шаг к территориальным аннексиям. Третий Рейх не скрывал, что "германскому плугу нужна славянская земля". Сам Оболенский подчеркивал: "Идею империи и ее существование мы будем защищать до конца. И при том теми средствами, которые потребуются. ...Утверждая, что Украина есть Русь, мы в тоже время должны показать Украине, что не смотрим на нее как на колонию Москвы"3.

К.С. Елита-Вильчковский и С.С. Оболенский, со свежим номером Младоросской искры. Мюнстер. 1932 г.


Любовь во время Второй мировой

Закат "Младоросской партии" начался в 1937 г., когда правые противники младороссов выследили в парижском кафе А.Л. Казем-Бека и скандально осветили в печати его встречу с генералом графом А.А. Игнатьевым, поступившим на советскую службу. С началом Второй мировой войны партия младороссов стала подвергаться репрессиям со стороны французских властей из-за их "просоветской" позиции.

Тем не менее для князя Сергея Сергеевича 1940 год ознаменовался радостным событием, 11 февраля в Париже он соединился узами брака с Ириной Борисовной фон Ралль (1912-2007). С молодой русской эмигранткой он познакомился еще в Германии. Мать будущей супруги была против этого союза. Князь, представитель древнего и знатного рода, был беден и не мог, по ее мнению, достойно содержать семью. Отчаявшись убедить мать дать свое благословление, Ирина сбежала в Париж, чтобы связать с любимым жизнь. После войны у них родилось двое детей: Александр и Вера.

После нападения нацистской Германии на СССР в июне 1941 г. князь Оболенский, ведомый патриотическими чувствами, находясь на территории союзной III Рейху Франции в городе Виши, обратился в еще не закрытое советское консульство с наивной просьбой стать добровольцем Красной армии, что, конечно же, не могло быть осуществлено4.

С.С. Оболенский бежал из оккупированного Парижа в Турен, а затем в По. В то время он жил за счет временных работ, постоянно поддерживая контакт с местными деятелями Сопротивления, в частности, с генералом Жессе и преподобным отцом Ж. Бертело.


В угаре патриотизма

Многие из младороссов под впечатлением изменения советской политики в годы Великой Отечественной войны, поддались соблазну видеть в сталинском режиме "нормальную русскую государственную власть". Героизм народа, "реабилитация" истории и культуры, восстановление патриаршества породили иллюзии о перерождении советского режима. Так в русской эмиграции возникло движение "совпатриотизма". Не избежал этих иллюзий и С.С. Оболенский. От них в тот период князя не смогла отвратить даже трагическая судьба его отца, арестованного в 1945 г. в Вене и погибшего в мордовских лагерях.

Оболенский вернулся в Париж и участвовал в работе Союза советских патриотов. Писатель Роман Гуль, впоследствии редактор "Нового журнала", вспоминал: "Политически я был противником Оболенского, но знал его, как человека безусловно честного. ... Оболенский тогда находился "в угаре патриотизма", как множество русских в Париже. В этом "угаре" он пошел в просоветскую газету "Русские новости" и поступил на какую-то службу переводчиком"5. Сам Оболенский писал, что поверил искренним патриотическим стихам Константина Симонова (кстати, своего дальнего родственника) и Анны Ахматовой. Желание служить советской власти, как правительству своей страны, сменилось пониманием, что любой французский коммунист несоизмеримо ближе этой власти, чем самый лояльный русский патриот. Дело А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко, казарменная казенность советской идеологии, а главное, снова обманутый после войны в своих надеждах народ - породили разочарование, и Оболенский порвал с совпатриотами.


Возрождение

Новая эпоха в жизни Сергея Сергеевича началась в 1950-е гг., когда он стал работать в монархическом журнале "Возрождение". Журнал был близок к церковным кругам и к сохранившимся белым добровольцам. Постоянными авторами "Возрождения" были историки и политические деятели Сергей Мельгунов, Сергей Зеньковский, Николай Ульянов, философы Владимир Ильин, Федор Степун, писатели, поэты и литературные критики Иван Бунин, Борис Зайцев, Яков Горбов, Дмитрий Кленовский, Иван Лукаш и многие другие. В журнале впервые были опубликованы мемуары Георгия Иванова, Юрия Анненкова, Сергея Маковского.

С 1959 г. С.С. Оболенский стал главным редактором журнала, вел рубрику "Дела и люди". Под своим именем, инициалами "С.О." или "От редакции" он напечатал более 200 материалов.

Работая с утра до ночи за нищенскую зарплату, Оболенский с неподдельным интересом следил за всем, что происходило на родине. Он старался помогать, порой отдавая последнее, тем немногим, кому удавалась вырваться из-за "железного занавеса". Князь участвовал в сборе подписей в защиту заключенных советских тюрем и лагерей, через знакомых дипломатов и иностранцев, бывавших в СССР, старался наладить нелегальную переправку эмигрантских изданий и журнала "Возрождение".

Обложка журнала "Возрождение", в котором работал С.С. Оболенский. 1955 г.


Проникновенный монархист

Почти пятьдесят лет С.С. Оболенский писал главный труд своей исследовательской деятельности. Его, пламенного патриота и участника Сопротивления, десятилетиями интересовал духовный феномен символа спасения Франции - Жанны д Арк, простой французской крестьянки, сожженной на костре и позже причисленной к лику святых. Народный католицизм Орлеанской Девы он считал близким православию. После его смерти в 1988 г. в Париже на русском языке в издательстве "YMCA-Press" увидела свет книга "Жанна - Божья Дева" (полный текст опубликован издательством "Русская культура" в 2013 г.).

В последние годы жизни Сергей Сергеевич страдал от сильной близорукости, обострилась болезнь позвоночника. Как описывал знавший его в это время Евгений Терновский, "заостренные и мелкие черты лица освещались любопытным и умным взглядом и ничем не отражали сонмище его недугов, которые он нес с редким достоинством. Оболенского, проникновенного монархиста, пылкого патриота, рачителя и попечителя русской государственной идеи, в наших разговорах интересовало лишь одно - существуют ли еще "здоровые национальные силы" в советской России"6.

Похоронен С.С. Оболенский на известном "русском погосте" под Парижем - кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


1. ГАРФ. Ф. Р-9145. Оп. 1. Д. 578. Л. 151.
2. РГВА. Ф. 64. Оп. 1. Д. 1. Л. 16.
3. Бодрость. 1939. 12 марта. С. 2.
4. Любимов Л.Д. На чужбине. Ташкент, 1990. С. 292.
5. ГАРФ. Ф. Р-10032. Оп. 1. Д. 69. Л. 20.
6. Терновский Е. О Марине Цветаевой // Новый Журнал. 2003. N 231. С. 120.