По данным судебной статистики, число конфискаций в прошлом году выросло. Однако на практике возникает ряд проблем. Дело в том, что по закону конфискация - не наказание, а мера уголовно-правового характера. А это принципиальная разница: по действующим правилам можно забрать только незаконные деньги. Или то имущество, что куплено на них.
Допустим, некий коррупционер купил на взятки яхту или коттедж. Если правоохранители доказали это, - все будет конфисковано. Но забирать у человека что-то лишь на том основании, что он осужден, нельзя.
Время от времени в обществе возникают предложения вернуть старый порядок, когда осужденного могли буквально раздеть до нитки. Но эксперты уверены: сегодня у нас действуют цивилизованные нормы и менять их нельзя. А разъяснения Верховного суда сделают меру более эффективной и, не исключено, позволят расширить применение конфискации.
Всего за коррупционные преступления в прошлом году было осуждено 9,9 тысячи человек. Об этом сообщил вчера председатель Верховного суда России.
Данные были озвучены на семинаре-совещании председателей региональных судов, начавшемся вчера в Верховном суде России. Форум будет проходить несколько дней в режиме видео-конференц-связи.
Как показывает судебная статистика, пятая часть всех осужденных за коррупцию обвинялась в даче или получении взятки на сумму до 10 тысяч рублей. Всего за небольшую мзду были наказаны около 2 тысяч человек.
Напомним, статья "Мелкое взяточничество" появилась в УК в 2016 году. Раньше все взяточники, как бравшие миллионами, так и польстившиеся на сотню рублей, проходили по одной статье, и это, конечно, было очень удобно правоохранителям. Ведь за любого мздоимца ставилась одинаковая галочка, а значит, можно было улучшать отчетность за счет мелких коррупционеров. Чтобы изменить такие привычки правоохранителей, и было решено ввести специальную статью для "копеечных" взяток.
Теперь дела по взяткам менее 10 тысяч рублей проходят по отдельной статье, а значит, и по другой графе в отчетах. Так что у борцов с коррупцией появился серьезный стимул искать коррупционную дичь покрупнее.
Пока многое движется по накатанной. Согласно судебной статистике, за получение взятки больше 10 тысяч рублей было осуждено 1300 человек. Из всех осужденных за взятки лишь 4 процента были пойманы на том, что брали больше миллиона.
В 53 процентах дел о взяточничестве фигурируют взятки до 10 тысяч рублей. На втором месте (24 процента от количества общих дел) дела по взяткам на сумму от 10 до 50 тысяч рублей.
Однако серьезные перемены быстро не происходят. Пока еще прошло не так много времени. Эксперты уверены, что практика изменится. В качестве примера, как системная работа может менять ситуацию, Вячеслав Лебедев привел аресты. В 2000 году было выдано 368 тысяч санкций на арест. Напомним, что в те времена санкции выдавала прокуратура.
В прошлом году суды удовлетворили 118 тысяч ходатайств об аресте. То есть число арестов сократилось в три раза. Но ведь это случилось небыстро, и для таких изменений потребовалась серьезная долгосрочная работа.
Сначала была изменена процедура, санкционировать аресты стали суды. Потом принимались поправки в УПК, вводились альтернативные меры пресечения, принимались более строгие правила. Но долгое время число арестов оставалось высоким. Несколько лет назад в следственных изоляторах некоторых регионов даже вновь стал появляться перелимит.
Причем пленум Верховного суда России не раз принимал гуманные разъяснения, подчеркивая, что арест должен оставаться исключительной мерой, когда иначе нельзя. Но мгновенных изменений не происходило, как признал вчера Вячеслав Лебедев. Все потому, что некоторые вещи не меняются быстро, перемены должны как бы прорасти.
Сейчас необходима такая же системная работа по повышению качества контроля за следствием. Вячеслав Лебедев вчера вспомнил про идею введения следственных судей.
"Нужен эффективный контроль за работой органов следствия и дознания. В какой форме? Сейчас это жалоба на действия следствия в порядке 125 статьи Уголовно-процессуального кодекса", - сказал Вячеслав Лебедев.
По его словам, сейчас судами удовлетворяется каждая пятая жалоба на следствие. Он предложил обсудить идею о введении следственных судей.
"В настоящее время данное предложение обсуждается в качестве эффективного контроля за работой органов предварительного следствия и дознания, - сказал Вячеслав Лебедев. - Мы еще не знаем, как вводить этот институт и надо ли. Но если надо, то не следует откладывать его принятие на 10 лет. Во-первых, нужно тщательно проработать вопрос компетенции - какие споры и дела будет рассматривать следственный судья, в том числе аресты и продление сроков содержания под стражей. Ну и, конечно, надо просчитать финансовую сторону дела".
Как поясняют эксперты, речь идет о том, чтобы следственный судья специализировался именно на контроле за следствием: рассматривал жалобы на следователей, санкционировал аресты и т.п. При этом ни вести расследование, ни рассматривать уголовные дела такие судьи не будут.
В том и смысл, чтобы отделить их от решения главного вопроса: виновен или нет подсудимый. Сегодня же получается так, что один и тот же суд сначала дает санкцию на арест, а потом рассматривает дело человека, виновен или нет. Подчас может получиться, что все придется решать одному и тому же судье. Но если он сначала отправил человека в СИЗО, будет ли потом достаточно объективен?
Однако Вячеслав Лебедев особо подчеркнул, что пока введение следственного судьи лишь идея, а не конкретная инициатива.
Важные цифры: большое число дел, поступающих в суды, не имеют судебной перспективы. То есть эти дела могло прекратить и следствие. Как сообщил Вячеслав Лебедев, каждое четвертое дело по преступлениям небольшой тяжести, поступившее в суд, было прекращено по тем основаниям, которые могло бы применить и следствие.
Всего же за год суды освободили от уголовной ответственности около 200 тысяч подсудимых.