21.02.2018 16:25
    Поделиться

    Объем электронных закупок достиг докризисных показателей

    Средний объем электронных закупок компаний достиг докризисного уровня. Таковы данные исследования рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) "Электронные торговые площадки в России: в поисках образа будущего".

    "Стоимость одного контракта выросла впервые за последние четыре года, - отмечает ведущий аналитик департамента аналитики и консалтинга рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) Дмитрий Миндич. - Это связано с увеличением закупочного бюджета компаний, а также с повышением доли проводимых ими закупок в электронной форме".

    Доля закупок в электронной форме в общем объеме закупок у респондентов исследования, внедривших этот инструмент, в 2017 году выросла в среднем на 3% по сравнению с 2016 годом и впервые превысила 60%.

    Несмотря на положительные тенденции, эксперты не прогнозируют дальнейшего существенного увеличения доли крупнейших компаний, внедривших закупки в электронной форме. Это связано с тем, уже около 80% таких компаний, в той или иной форме используют электронные закупки.

    Однако в отдельных сегментах, например таких, как ретейл, рост ожидается довольно заметный.

    "Именно в этой отрасли с точки зрения внедрения электронных форматов за последний год произошел настоящий прорыв, - говорит Дмитрий Миндич. - По наблюдениям операторов, это связано с внедрением электронных закупок компаниями ретейла - лидеров в своих сегментах".

    Как показывают данные анкетирования рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) среди факторов, мотивирующих заказчиков к использованию закупок в электронной форме, особенно выделяют возможности в области автоматизации и централизации, анализ и контроль закупочной деятельности, повышение гибкости системы закупок компании, а также снижение рисков коррупции.

    По данным анкетирования рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА), качество услуг, предоставляемых электронными торговыми площадками, стабильно растет последние пять лет, особенно в технических сферах. Сюда относятся, в первую очередь, оказание клиентской и технической поддержки, удобство навигации по сайту и качество клиентского интерфейса, а также техническая стабильность работы электронных торговых площадок.

    Но, несмотря на существующие положительные факторы, у электронных торговых площадок, все еще сохраняются определенные минусы.

    В первую очередь, это касается достоверности информации, которую компании предоставляют о себе.

    "Информация на электронной торговой площадке должна быть априори достоверна, актуальна и доступна, - считает член правления, управляющий директор - директор по закупкам и логистике компании "Сибэко" Сергей Чумаченко. - Но, к сожалению, с достоверностью есть определенные проблемы.  Мы пробовали автоматический выбор контрагента, но вскоре отказались от него, как раз потому, что достоверность информации о контрагентах оставляла желать лучшего. Если бы электронная торговая площадка могла контролировать этот пункт, то эффективность работы очень бы повысилась".

    Кроме того, есть определенные сложности и с регистрацией.

    "Хорошо бы сделать так, чтобы участник мог один раз зарегистрироваться на одной электронной площадке, и в дальнейшем имел бы право участвовать во всех торгах на всех площадках по ссылке, - считает Сергей Чумаченко. - Я думаю, что такую технологию внедрить не сложно".

    "Электронным площадкам и поставщикам необходимо вести совместную работу для того, чтобы лучше понимать потребности клиентов, - уверен коммерческий директор компании "ТЭК-Торг" Евгений Можаев. - Это и станет драйвером роста рынка электронных закупок в целом. То же касается и внедрения новых технологий: они должны работать на удовлетворения потребностей клиентов".

    Поделиться