Система госзакупок избавляется от "бумаги". Все открытые закупочные процедуры переходят в электронную форму. Аналогично - в электронную форму - переведены закупки госкомпаний у малого и среднего предпринимательства. Осложнит ли это жизнь заказчикам и поставщикам товаров и услуг, "Российской газете" рассказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Рачик Петросян.
Рачик Ашотович, после вступления поправок в 223-ФЗ жалоб от не участвующих в закупках стало меньше?
Рачик Петросян: Поправки, касающиеся обжалования, вступили в силу с 1 января этого года. Мы полагаем, они позволят бизнесу эффективнее защищать свои права, так как нам удалось расширить список оснований для обжалования действий заказчиков, комиссии по осуществлению закупок и оператора электронной площадки, нарушающих нормы 223-ФЗ.
Физические лица, не участвующие в закупке, могут обратиться в ФАС России с жалобой на проведение закупки для защиты своих прав и законных интересов. Но если жалоба подана после завершения подачи заявок на участие в закупке, она останется без рассмотрения - это мера защиты от недобросовестных жалобщиков, которые заинтересованы в отмене закупки после определения ее участников.
Насколько принятый пакет поправок в 44-ФЗ повлияет на систему госзакупок?
Рачик Петросян: Положения о проведении всех закупок в электронной форме вступают в силу 1 июля этого года. Принципиальная новация заключается в том, что согласно поправкам в 44-ФЗ бумажные конкурсы остались в прошлом. Госзакупки полностью переведены в электронную форму.
Спецзакупки у малого и среднего бизнеса теперь будут проходить на тех же электронных площадках, что и в сфере госзакупок. Уже невозможно будет подсмотреть, кто какую заявку подал и подсказать аффилированным участникам, чтоб подавали на копейку дешевле и выиграли конкурс. Такого уже в принципе быть не может, в электронных закупках появляются все защитные механизмы, включая анонимность подачи заявок.
Электронный вариант гарантирует отсутствие утечек?
Рачик Петросян: Те архаичные злоупотребления, которые происходили с бумажными закупками, в электронном варианте уже невозможны в принципе. Но мы не обольщаемся, осознавая, что в электронных закупках будут изобретать новые виды злоупотреблений. Дело в том, что мы потеряли более трех лет, пока готовились законопроекты. Сейчас, когда уже весь мир активно осваивает цифровизацию, мы только переходим в электронный формат.
Поясните.
Рачик Петросян: Если заявка отправляется в отсканированном виде с электронной подписью, то это считается электронным форматом. Однако содержание информации по-прежнему не оцифровано, оно не поддается глубокому анализу.
Система госзакупок всегда была изолирована от основного рынка, который развивается по естественным законам экономики, когда заказчиком движет желание выбрать лучшее, на более выгодных условиях и, конечно, дешевле.
Госзакупки же - это часто королевство кривых зеркал, когда у заказчика, и у поставщика искажена мотивация. К примеру, заказчики вместо того, чтобы постараться привлечь наибольшее число потенциальных поставщиков, наоборот, стараются заточить техзадание под конкретного поставщика. А поставщики в свою очередь конкурируют в своей способности влиять на заказчика, а не поставить требуемый товар по лучшей цене. Процедура закупки заставляет закрытого десятилетиями госзаказчика принимать наиболее выгодное предложение участников рынка. "Искрить" начинает как раз из-за сталкивания таких "противоположно заряженных" идеологий.
Получается, что рынок госзакупок стал более жестким?
Рачик Петросян: А в чем жесткость? Наоборот, рынок госзакупок упрощается. Весь набор правил и процедур, которые человек должен был выполнить в ручном режиме, свелся к интуитивно понятной системе. Вся процедура госзакупок должна стать еще более user friendly, в том числе и для заказчика, у которого не должна быть на столе куча инструкций. Вся сложность будет погружена в электронику.
А по телефону можно будет проводить госзакупки?
Рачик Петросян: Неважно, с какого устройства, главное, чтобы была доступна цифровая электронная подпись. Сейчас вы с любого ноутбука из любого места от Калининграда до Владивостока, сможете зайти на любую закупку и в ней поучаствовать. Однако это не означает, что мы открываем возможность свободного электронного доступа к системе неблагонадежным организациям. Когда подаешь заявку, как минимум сразу же удерживается обеспечение. У вас на счете резервируется небольшая сумма денег - до 5 процентов от начальной цены контракта. Это гарантия того, что в последний момент победитель закупки не откажется от заключения договора. Организаций, которые готовы вот так разбрасываться деньгами, немного.
При оформлении документации заказчик нередко выкладывает техзадание в разрешении jpeg, которое не позволяет скопировать отдельные положения, их приходится перепечатывать вручную. Это нормально?
Рачик Петросян: Выкладывание документации в виде картинок - это нарушение, если такая информация нужна для заполнения заявки. Тексты должны быть в машиночитаемом формате и доступны для копирования. Даже если они специально защищены от копирования и записаны в виде PDF-файлов, это тоже квалифицируется как нарушение - необоснованное ограничение возможности использования конкурсной документации.
Центр занятости Новосибирска по 44-ФЗ провел конкурс на выбор подрядчика по оформлению информационной доски. Выиграл тот, кто предложил меньшую сумму. В итоге на эту доску больно смотреть: буквы пляшут, строчки кривые. Так качество или экономия?
Рачик Петросян: На мой взгляд, эта дилемма искусственно придумана. И в конкурсе, и в аукционе закон позволяет заказчику еще на входе задать все требования по качеству необходимого ему товара. И выбирать поставщика он будет исходя из соответствия заданным параметрам предлагаемой заявки.
Поэтому вопрос возникает к профессионализму самого заказчика, который не может найти подходящую информационную доску, даже при том, что на конкурсе имеет возможность субъективно оценить поданные заявки по критерию "качество".
В Орле были выявлены факты покупки для школ фальсифицированного молока и масла. Привлечь к ответственности никого не смогли - формально закон не был нарушен, победитель предложил наименьшую цену. Как ФАС должен реагировать на подобные случаи?
Рачик Петросян: Продукты питания вообще можно закупать на конкурсе с ограниченным участием. Разрешается подавать заявку только тем, кто уже выполнил аналогичный контракт, успешно поставил предлагаемые продукты питания на сумму не менее 20 процентов от цены контракта, который поставщик намеревается заключить. Хочешь поставить в школу продукцию на миллион рублей? Сначала принеси контракт, по которому ты уже ранее осуществил поставку как минимум на 200 тысяч рублей, и к тебе не было претензий.
Как в таком случае быть? Возвращать продукцию поставщику?
Рачик Петросян: Не надо вообще принимать некачественный товар. Поставщик должен знать, что, если он даже попытается втюхать некачественный товар, то это зафиксируют, в одностороннем порядке расторгнут договор. И он не только потеряет обеспечение контракта, а это до 30 процентов от его цены, но и попадет в реестр недобросовестных поставщиков и лишится возможности участия в госзакупках на два года.
Почему-то все ваши вопросы касаются проблем заказчиков. Создается впечатление, что они самые обиженные. Поставщики намного бесправнее в этой ситуации. Механизмы давления и рыночная сила сегодня по-прежнему на стороне заказчиков и органов власти.
Главной проблемой в сфере госзакупок всегда называлось воровство. Изменения в законодательство смогут изменить теневую составляющую?
Рачик Петросян: Перевод всех закупок в электронный формат однозначно положительно повлияет на ситуацию и позволит сократить махинации в сфере закупок. Вся информация будет в электронном виде, что повысит открытость и прозрачность системы госзаказа в целом. Немаловажно, что и контрольные и правоохранительные органы, имея доступ к информации будут обладать большими возможностями для того, чтобы предотвратить воровство бюджетных средств и сделать их расходование максимально эффективным.
Пару лет назад бюджету Волгоградской области удалось сэкономить два миллиарда рублей на госзакупках. На эти деньги можно купить более 600 вместительных автобусов. В других регионах такая же картина?
Рачик Петросян: Принцип эффективного расходования государственных средств лежит в основе законодательства о закупках. Нормы закона направлены на то, чтобы качественные товары были поставлены по наиболее приемлемым ценам. И работа по совершенствованию этих механизмов не прекращается, наша задача - создать у заказчиков стимулы максимально эффективно проводить закупки.
Согласно данным ЕИС, например, в Оренбургской области экономия средств по итогам 2017 года составила 25 процентов (6 миллиардов рублей), что превышает показатель 2016 года на 17 процентов, а в Смоленской области - 15 процентов (2,3 миллиарда), что на три процента больше, чем за 2016 год.
Когда говорят про обиженных и обездоленных, то сразу вспоминают предпринимателей. Новации в 223-ФЗ смогут наконец малому бизнесу открыть доступ к госзакупкам. В числе самых революционных нововведений называется отмена обязательного гарантийного обеспечения при заказах до пяти миллионов рублей. Уверены, что компании-стартапы справятся даже с небольшим госзаказом?
Рачик Петросян: Для субъектов малого и среднего предпринимательства теперь серьезно расширяются возможности участия в госзакупках. Изначально под обеспечение заявки с поставщика удерживалось до пяти процентов, чтобы гарантировать подписание контракта. Поправками отменено это требование для небольших компаний. Однако у нас есть опасения, что недобросовестные поставщики могут этим злоупотреблять. Правда, закон предусматривает защитный механизм, там есть оговорка "если иное не установит правительство". В случае, если у нас возникнут опасения по поводу нежелательных проявлений, то тогда будем инициировать издание акта правительства, который ограничит применение этой нормы.
В конце декабря прошлого года президент подписал указ об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции, которым также утвержден Национальный план развития конкуренции. Этот документ вменяет в обязанность федеральным и региональным органам исполнительной власти активно содействовать ФАС России, в том числе в поддержке малого и среднего бизнеса через систему госзаказа. Нацплан по развитию конкуренции предполагает увеличение к 2020 году на 18 процентов доли закупок государства и госкорпораций у малого и среднего бизнеса. Конкуренция на торгах позволит снижать цены на закупках товаров, работ и услуг, государство получит экономию бюджетных средств. Сэкономленные средства можно будет направить на дополнительную закупку необходимых товаров.