Первый спектакль, представленный Хабаровским краевым театром драмы (это первые московские гастроли в истории театра), поставлен молодым режиссером, ученицей Вениамина Фильштинского Евгенией Богинской по пьесе молодого, но уже хорошо известного драматурга екатеринбургской школы Николая Коляды Ярославы Пулинович "Бесконечный апрель".
Пустая сцена. Долгая-долгая пауза. В полной тишине в полумраке появляются фигуры. Одна за другой они медленно бредут вдоль сцены, замирают. Высвечивается лицо главного героя. Монологи Вени, ровесника минувшего века, - основная сюжетная линия спектакля. В старой петербургской квартире этот человек прожил длинную жизнь, наполненную множеством событий, обретений и утрат. Здесь он вырос, женился, пережил "уплотнение" и блокаду, вырастил дочь и внучку. Здесь же он умирает, подталкиваемый нетерпеливой семьей, которая жаждет скорее распродать дорогую недвижимость. Герой напряженно перебирает воспоминания, пытаясь ухватить главное, понять цель и смысл прожитых лет.
Режиссер Евгения Богинская умело выстраивает действие как монтаж коротких, наплывающих друг на друга и повторяющихся эпизодов. Актеры действуют как своеобразный хор, где каждый участник представляет одних и тех же персонажей в разных возрастах. Мальчик ссорится с девочкой, спустя годы они переживают драму расставания, а потом Галя вновь возвращается к мужу. Лента прокручивается вновь и вновь, и старик смотрит на себя молодого, тщетно мучаясь вопросом: зачем, ради чего было все?
Театр представляет столкновение эпох и поколений в сухой документальной манере. Вот дочь зазывает покупателей квартиры, не обращая внимания на умирающего отца. Вот продвинутая внучка смотрит на родню как на ископаемых, намереваясь в старых интерьерах "замутить инсталляцию". Неизменно лишь место действия, где Веня вспоминает трагические дни войны, а юная парочка радостно устраивает "сейшн в стиле блокады". Время и люди словно отделены друг от друга невидимыми стенами, и барьер этот вряд ли преодолим.
Определив жанр спектакля как "интеллектуальную драму", режиссер сознательно отказалась от оценок и комментариев происходящего. Поэтому актеры не переживают, а скорее обозначают чувства и мысли героев, произнося реплики сдержанно и почти бесстрастно. Эмоции словно дистанцированы, а события показаны с позиции нейтрального наблюдателя. В такой условной, предельно аскетичной среде мы видим калейдоскоп из обрывков биографии человека на фоне истории страны. И то, и другое - драматично, хотя воссоздается лишь на уровне слов, не столько в ткани спектакля, сколько в нашей, зрительской памяти. Ведь при любом упоминании трагических катаклизмов времени мы невольно укрупняем и углубляем сценическую картину за счет собственных ассоциаций.
Тянется бесконечный апрель, надежды сменяются разочарованиями. Подводя итоги, герой понимает, что "прожил так, что мог бы и не жить". К сожалению, тезис этот так и не воплотился в настоящую интеллектуальную драму...