Уголовное преследование зачастую используется для достижения, по сути, незаконных целей. Самая распространенная - убрать с рынка конкурента. Особенно часто это происходит в сфере госзакупок, когда проигравший на торгах пытается расправиться с более успешным конкурентом. Подобные истории случаются и в борьбе за портфель заказов, за нишу на рынке. Действующие или бывшие партнеры по бизнесу тоже могут использовать уголовные дела для разрешения корпоративных конфликтов, раздела активов или их отчуждения.
Предпринимательская деятельность по определению является рисковой, при этом сколько угодно примеров, когда силовики пытаются в обычном риске неисполнения гражданско-правового обязательства усмотреть мошенничество. Воздействуют не столько на подозреваемого, сколько на возглавляемое им предприятие. Оно фактически прекращает существование: арестовываются счета, изымаются документы и оргтехника, без которых невозможно сдавать отчеты, исполнять обязательства. Но отвечать за преступление должен конкретный человек (директор, собственник бизнеса), а не весь коллектив.
По мнению федерального бизнес-омбудсмена, дела в экономической сфере должны возбуждаться только с согласия прокурора. То же самое относится к возобновлению ранее приостановленных или прекращенных уголовных дел, избранию мер пресечения, связанных с ограничением свободы, доследственным проверкам и гласным оперативно-следственным мероприятиям.
Кроме того, для расследования экономических преступлений нужно создать службу, аналогичную Guardia di Finanza в Италии, где будут служить специалисты, разбирающиеся в экономике, бухучете. Также целесообразно декриминализовать легкие экономические статьи УК РФ. Например, часть 2 статьи 146 (нарушение авторских и смежных прав), части 1-4 статьи 171.1 (незаконное предпринимательство), часть 1 статьи 180 (незаконное использование средств индивидуализации товаров, работ, услуг).
Важно, на наш взгляд, запретить возбуждение уголовных дел, если в судах продолжается налоговый или гражданско-правовой спор по существу. Когда приговоры по этим спорам уже вступили в силу, безусловно, должен работать принцип преюдиции (обязательность для всех судов принять без проверки факты, установленные ранее судебным решением по другому делу с участием тех же лиц. - Прим. ред.).
Что еще предлагают бизнес-омбудсмены в рамках реформы уголовно-правовой системы? Приравнять год нахождения в СИЗО к двум годам колонии и навести порядок в процедуре изъятия оргтехники и документов у коммерческих организаций и ИП: работа правоохранителей не должна блокировать бизнес в целом, если он легален.
А еще считаю, лишать свободы предпринимателей необходимо лишь в исключительных случаях. За экономические преступления должны назначаться экономические наказания, а не решетка. Такие осужденные должны иметь возможность работать и возмещать причиненный государству ущерб.