В Беларуси упорядочили работу междугородных маршрутных такси

Многие белорусские маршрутчики, занимающиеся междугородными перевозками, в эти дни бунтуют. Некоторые и вовсе поставили свои Mercedes и Volkswagen "под забор", и отказались везти пассажиров по ряду весьма загруженных направлений.

Фактически они парализовали транспортное сообщение между Минском и некоторыми городами - крупными промышленными Новополоцком (а соответственно и с белорусской туристической "меккой" - Полоцком) и Солигорском, в том числе. Повод для недовольства - вступившие в силу изменения в законе "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках", которые, ликвидировав имевшуюся лазейку в нормативных документах, по сути, устранили недобросовестную конкуренцию в этой сфере и поставили всех перевозчиков в равные условия.

Чтобы решить проблему, в документе четко прописали, какие перевозки являются регулярными, а какие нет. Слишком уж размытые раньше были эти понятия. Этим владельцы маршрутных такси и пользовались. Почему бы и нет? Удобно! "Нерегулярщикам" не нужно участвовать в конкурсе на право выполнения перевозок по тому или иному маршруту, выполнять строгие требования к подвижному составу, соблюдению режима рабочего времени и времени отдыха водителей, согласовывать с кем бы то ни было паспорт маршрута и его расписание… Да и ответственности за невыполнение рейса компания юридически не несет никакой. Кроме того, в случае каких-то проблем на маршруте пассажир просто не мог защитить свои права. При этом все видели: работали такие маршрутные такси по конкретным направлениям и графикам, имели постоянные места посадки и высадки. Бронирование поездки осуществлялось через оператора или посредством интернета.

Заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Александр Шишко замечает: инициаторами соответствующих изменений и дополнений в законодательстве (а обсуждаться они начали еще в 2014-м году) стали официально занимавшиеся регулярными перевозками транспортные компании. Чтобы их поддержать, сделали так. Отныне к нерегулярным перевозкам стали относить лишь поездки в обычных такси, а кроме того перемещения организованных групп, например, к месту работы, учебы, в командировку, на экскурсию, свадьбу, похороны. А значит, считавшиеся до последнего "нерегулярными" перевозчики теперь должны заключить договор с оператором перевозок (его официально определяют исполкомы) и узаконить свою деятельность.

Начальник управления контроля транспортной деятельности Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Иван Алисейко в комментарии газете "СБ. Беларусь сегодня" замечает: сделано это ради безопасности пассажиров:

- Сегодня мы видим, как один перевозчик предлагает добраться из пункта А в Б за два часа, другой - за час. О какой безопасности дорожного движения можно говорить? То же самое относительно режима труда и отдыха. По закону водитель транспортного средства, осуществляющего пассажирские перевозки, не должен быть за рулем больше 12 часов с учетом обеда. Тем не менее сегодня некоторые работают по 15 - 16 часов. А так как юридически они оформлены как нерегулярные перевозчики, закон им позволял так поступать. В 2017 году при проверке автобусов и маршруток таких "нерегулярных" рейсов инспекция выявила 1,5 тысячи нарушений условий труда и отдыха водителей, 230 случаев, когда транспортное средство из-за технического состояния в принципе не должно было выезжать из гаража, - цитирует слова Ивана Алисейко издание.

Увы, нежелание многих игроков рынка перевозок работать честно и заранее озаботиться о смене собственного статуса, ударило по их собственным клиентам-пассажирам, которые в ряде районов Беларуси в эти дни вынуждены были в попытке уехать штурмовать автовокзалы и железнодорожные кассы. Ситуацией, к слову, воспользовались взвинтившие, аж, в несколько раз цены "бомбилы". К счастью, своих "обидчивых" коллег подстраховали перевозчики официальные.

- При этом работа по информированию об изменениях проводилась еще с августа прошлого года, - говорит заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Александр Шишко. - Скажем, провели более 400 семинаров и совещаний с участием представителей операторов перевозок, перевозчиков. Все об этом знали, десятки перевозчиков заключили договоры на регулярные перевозки на маршрутах, по которым работали ранее. Но некоторые, поняв, что время прошло и условия не выполнены, пошли другим путем.

А именно решили взбудоражить общественное мнение и нагнали панику: мол, теперь их заставят забирать пассажиров исключительно с автовокзалов, а не там, где удобно самому пассажиру, количество рейсов ограничат…

- "Нерегулярщики" говорят, мол, у нас автобусы хорошие 2013−2016 годов выпуска, мы все делали для пассажиров: забирали, где им надо, телевизоры и интернет в машине есть. Так с такими-то машинами почему бы вам не принять участие в конкурсе? - удивляется Александр Шишко. - Лишь одно "но": выиграв его, будь добр выполняй все необходимые условия и неси ответственность за пассажира. Не выполняешь требования - на твое место поставят другого.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться