05.03.2018 21:03
    Поделиться

    Проект о возврате курилок в "чистые" зоны аэропортов вызвал горячие споры

    Законопроект о возврате курилок в "чистые" зоны российских аэропортов вызвал горячие споры
    В "чистые" зоны аэропортов, куда пассажиры попадают после тщательного досмотра и иногда проводят в ожидании посадки несколько часов, могут вернуться курилки. Депутатский законопроект об этом находится на обсуждении в профильных комитетах Государственной думы, идея находит осторожную поддержку в минтрансе. Естественно, у этой инициативы есть как сторонники, так и противники. "Российская газета" взвесила их аргументы и пришла к выводу, что любое решение - оставить все как есть или все же ослабить запреты - будет уязвимым для критики.

    Аргументы "за"

    Несмотря на запрет курения в аэропортах, заядлые курильщики все равно дымят в туалетах и разных закутках, и запах табака попадает в общее пространство. В прошлом году Роспотребнадзор оштрафовал 4 тысяч граждан за курение в неположенном месте, в том числе в аэропортах.

    Автор законодательной инициативы, зампред Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Сергей Боярский подчеркивает, что он на стороне минздрава в части защиты граждан от воздействия табачного дыма. "Законопроект именно об этом - о защите здоровья людей, вынужденных вдыхать продукты горения табака в местах, в которых систематически нарушается установленный запрет на курение, - поясняет Боярский. - Разрешение на организацию специально оборудованных мест для курения в "чистых" зонах аэропортов станет еще одним шагом к защите окружающих от воздействия табачного дыма".

    Во многих странах, в том числе в Европе, устроены курилки-аквариумы, которые расположены по углам "чистых" зон аэропортов. Они не бросаются в глаза, имеют изолированную систему вентиляции, рядом с ними запах дыма не чувствуется.

    В минтрансе "Российской газете" заявили о необходимости взвешенно подойти к решению этого вопроса, соблюдая права как курящих, так и не курящих людей.

    До антитабачного закона в аэропортах курилки были и в зонах прилета международных рейсов, то есть курильщики могли "надышаться" сразу после выхода из самолета и еще до пограничного контроля. Сейчас, как неоднократно заявляли представители воздушных гаваней, они готовы открыть "аквариумы" для пассажиров заново.

    Аргументы "против"

    Возвращение курилок в аэропорты отравит жизнь некурящим пассажирам и создаст прецедент для внесения новых "поблажек" в антитабачное законодательство, считает член Координационного совета по борьбе против табака при минздраве Виктор Зыков.

    По словам эксперта, многократные исследования показали, что рядом с курилками концентрируется большое количество вредных веществ, которые в итоге вдыхают все люди, находящиеся в залах аэропорта, в том числе женщины и дети. "Еще не создана такая вентиляционная система, которая позволяла бы полностью вытягивать на улицу сигаретный дым и все вредные от него вещества. Как правило, они распространяются по соседним помещениям", - говорит эксперт. Во-вторых, отсутствие курилок снижает потребление табака.

    "В конце концов, если человеку невтерпеж затянуться перед вылетом, он может использовать средства никотинозаместительной терапии или любые другие препараты, позволяющие обойтись без сигареты, - продолжает Виктор Зыков. - И это будет гораздо полезнее и для его здоровья, и для окружающих".

    Даже среди развитых стран нет единства по курилкам-аквариумам. Так, они есть во многих странах Евросоюза

    Курильщики дымят в туалетах? "Но разрешить в связи с этим открывать курительные комнаты - это то же самое, что узаконить кражи, они ведь все равно совершаются, хоть и запрещены законом", - проводит параллель эксперт. На самом деле, туалетные комнаты можно оборудовать датчиками дыма и с их помощью "ловить" нарушителей антитабачного закона. Если хотя бы один пассажир опоздает на самолет из-за того, что закурил в неположенном месте и его увели составлять протокол, об этом быстро станет известно многим, и часть людей откажется от аналогичной затеи. "Но создается впечатление, что аэропорты зачастую специально не пресекают курение в туалетах, а создают для него условия, чтобы потом заявить, что закон не работает, и потребовать возврата курилок", - добавляет Виктор Зыков.

    Наконец, ранее проведенный ВЦИОМ опрос показал, что 82 процента респондентов поддержали меру по полному запрету курения табака в помещениях железнодорожных вокзалов и аэропортов.

    А как у них?

    Курение в аэропортах запрещено в очень многих странах, в том числе в крупнейших транспортных хабах, как аэропорт Хитроу в Лондоне. Пассажиропоток в нем не уменьшается в связи с отсутствием курилок, а напротив, постоянно растет - за счет приемлемых цен и хороших условий для пассажиров.
    Также курение запрещено во всех аэропортах Австралии, Канады, Англии, Шотландии, Ирландии, Мальты, Швеции, Норвегии, Финляндии, Испании, Саудовской Аравии, Венгрии, Бразилии, Монголии, Аргентины, Уругвая, Чили, многих стран Африки. Бездымными являются около 600 аэропортов США (примерно 60 процентов аэропортов в стране), из которых 35 - наиболее популярные, как аэропорты Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Чикаго, Атланты, Далласа, Майами, Хьюстона, Сиэтла, Детройта, Филадельфии, Вашингтона, Балтимора.

    Поделиться