По словам министра труда и соцзащиты Максима Топилина, сейчас с регионы отрабатывают детальный план действий в рамках этой программы. И определяются пилотные регионы, где она будет "обкатываться", прежде чем ее распространят на всю страну.
Финансироваться "пилоты" будут из федерального бюджета, но деньги пойдут не в виде субсидий регионам, а в виде субсидий некоммерческой организации - благотворительному фонду помощи пожилым людям и инвалидам "Старость в радость". В этом году ему будет выделено сто миллионов рублей.
Как пояснил "Российской газете" член совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве страны Алексей Сиднев, деньги будут направлены на методическую работу, обучение людей, увеличение числа специалистов в домах престарелых или социальных службах, которые оказывают людям помощь на дому.
"В этом году мы постараемся, в том числе с помощью некоммерческих организаций, выстроить работы, понять, какие технологии совершенствовать. Где-то, быть может, нам не хватает численности персонала, - заявил Максим Топилин. - Если мы собираемся данной темой заниматься, то нужно будет создавать рабочие места, увеличивать их количество".
По словам Алексея Сиднева, в сентябре прошлого года было дано поручение президента страны по выстраиванию программы долговременного ухода. На кого она должна распространяться? На помощь людям, которые не могут сами себя обслуживать. Одним из них нужна помощь со стороны в объеме несколько часов в неделю - принести продукты из магазина, помыть полы в доме. Другим нужен круглосуточный уход.
"Если таким людям правильно организовать помощь, то и государству от этого будет лучше", - говорит Сиднев. Он приводит пример: человек выписывается из больницы после операции по эндопротезированию (замене шейки бедра). Его должны принять социальные службы, помочь ему пройти реабилитацию, грамотно подготовить его квартиру. Сделать так, чтобы человек не остался один, ведь если он не реабилитируется, операция бесполезна - человек не сможет жить без посторонней помощи.
По словам эксперта, вся система социальной помощи в стране должна быть перенастроена и связана с системой здравоохранения, чтобы врач мог предупредить социального работника о предстоящей операции и о том, какие условия понадобятся человеку после возращения домой. А социальный работник, при необходимости, о том, что его подопечному нужна медицинская помощь. "Сейчас медицина и социальные службы между собой не связаны", - констатирует Сиднев.
Для того чтобы программа заработала, нужно учредить методики, по которым будет определяться состояние пожилого человека или инвалида (не по наличию тех или иных болезней, а по тому, какие функции у него потеряны, а какие сохранены, например, может ли он самостоятельно почистить зубы, поесть, помыться, сходить в магазин). Далее нужно определить, какая именно помощь и в каком объеме нужна человеку с теми или иными нарушениями и в разных ситуациях.
Также нужно наладить межведомственное взаимодействие, чтобы информация о человеке не терялась, а находилась в неком едином реестре, доступном медикам и соцслужбам. Нужно определить потребность россиян в долговременном уходе.
"Есть экспертные оценки Всемирной организации здравоохранения в России, говорящие о том, что постоянный уход нужен трем миллионам человек. Из них каждому пятому, 600 тысячам, он нужен в стационаре, пансионате для пожилых", - говорит Сиднев. При этом в действующих домах престарелых всего 270 тысяч мест. А уход на дому получают порядка миллиона человек.
По мнению Максима Топилина, регионы должны перейти от принципа обращений за социальной помощью к принципу выявления проблем населения для повышения качества социальных услуг.