Синий куб, встречающий зрителей в Атриуме "Гаража", создан художником из Венесуэлы Хесусом Рафаэлем Сото. В этот "Проницаемый баррель синего" можно погрузиться, ощутив синеву как сгустившееся пространство. Атриум музея "Гараж" вовлекает в "Хроматическую индукционную среду с двойной частотой": мерцающий полосатый пол меняет цвет, когда вы начинаете двигаться, - оптический эффект возникает за счет наложения цветов... Художник из Венесуэлы Карлос Крус-Диес специально для выставки в Москве повторил свою знаменитую работу 1969 года.
В зеркальном лабиринте Хулио Ле Парка среди подвижных вращающихся зеркал зритель может насладиться потерей ориентации в пространстве - почувствовать себя объектом, разные части которого, светя крохотными лампами, вращаются в противоположных направлениях...
Название работы Инфанте "Пространство - движение - бесконечность" могло бы стать эпиграфом к нынешней выставке в "Гараже". Участвуют в ней не только художники отечественной группы "Движения", но их собратья по оп-арту и кинетическому искусству из Восточной Европы и Латинской Америки.
Движение и любознательность зрителя, его открытость новому опыту на "Трансатлантической альтернативе", не только приветствуется. Этот "икспириенс" - необходимая часть многих произведений. Искусство - не только объекты, но и отношения, силовые поля, токи, возникающие благодаря зрителю, его движению, вниманию, выбору. Об этом и выставка, силовое поле которой связывает не только искусство, среду и зрителей разнообразным пережитым опытом, но и Восточную Европу и Латинскую Америку.
Для тех, кто любит сочинения Витольда Гомбровича, название выставки отсылает напрямую к его книге "Транс-Атлантик". Чтобы убедиться, что "трансатлантический" маршрут из Восточной Европы в Латинскую Америку и обратно был весьма востребован в первой половине ХХ века, достаточно взглянуть на биографии некоторых художников, представленных на выставке. Скажем, Гюла Кошице (1924-2016), аргентинский художник, вообще-то из словацкого города Кошице, где жили его родители, венгры по национальности. Южная Америка манила не только героев Киплинга и Ильфа и Петрова, но и малоземельных переселенцев с окраин Российской империи: как, например, предков Абрахама Палатника, бразильского художника и изобретателя.
Так что идея "трансатлантической альтернативы" и вообще все эти поиски восточноевропейской идентичности - не кураторский трюк, позволяющий историкам искусства обойти по кривой Париж, Дюссельдорф, Нью-Йорк, а попытка обнаружить "пропущенные" звенья в истории искусства ХХ века.
В сущности, это был проект эпохи НТР - весьма оптимистический. Причем речь не шла о "потреблении впечатлений", наоборот, скорее это было искусство антибуржуазное, демократическое, надеявшееся создать новую комфортную среду для человека, более того - изменить самого человека, помочь адаптироваться к стремительно меняющемуся миру. Именно поэтому художники оп-арта и кинетисты участвуют в оформлении крупнейших выставок, праздников, городских площадей - например, латыши Янис Криевс и Айварс Берзиньш проектировали центральный железнодорожный вокзал в Риге, решая, в сущности, те же задачи, что Карлос Крус-Диес в аэропорту Каракаса. Язык геометрии становился языком эпохи, открывавшей новую эру прогресса, которая ценила функциональность, точность и краткость. Левое, революционное наследие авангарда в работах кинетистов и художников оп-арта причудливо соединялось с проектами научно-технического "апгрейда" повседневной среды.
Все привычные критерии ориентации в этом новом мире оказывались под вопросом. Проблемы восприятия цвета, пространства, света волновали художников, которые исследовали территорию неведомого: зазор между тем, что мы видим, и тем, что происходит на самом деле. Среди интереснейших объектов выставки - рисунки и чертежи Франциско Инфанте, который создает образ "рождения вертикали" из наслоения горизонталей, а рядом - "Душа кристалла", предлагающий поэтическую метафору сжатия-расширения пространства из точки - в куб. Эти мечтатели с циркулем в руках, читавшие чертежи как книгу будущего, дарившие свои модели мира человечеству, открывали дверь в искусство ХХI века.