В самом начале артисты объявляют, что спектакль - "и для взрослых тоже, чтобы они вспомнили, какими были в детстве".
Том - по словам тетушки Полли, "негодный, неблагодарный мальчишка, который больше всего на свете не любит работать", - убегает из дома, чтобы стать пиратом. Он бежит вместе со своим другом Геком и другими мальчишками. Игра в "пиратов" включает переодевание (Гек наряжается в девочку) и "грабеж" - мальчишкам предстоит украсть у тети Полли вкусный пирог (пиратам же надо что-то есть!)... Но бежит Том не только от обиды на домашних, но еще и от любви. Потому что, встретив Ребекку Тэтчер, понимает, что "погиб на этот раз". Любовь в этом возрасте важнее, чем слойка и даже земляничный пирог.
Режиссер постановки - Анна Осипенко. Музыкальный руководитель и дирижер - заслуженный артист России Андрей Алексеев.
Музыку написал Сергей Баневич, создавший в 1971 году для ленинградской Музкомедии музыкальную версию приключений Тома Сойера и Гекльберри Финна. Постановка продержалась в репертуаре много лет.
В 2002 году в театре появилась музыкальная комедия "Приключения Тома Сойера", новая версия. В качестве режиссера выступила актриса Алла Семак, исполнявшая на премьере 1971 года роль подружки Тома Бекки Тэтчер.
Посмотрев премьеру, корреспондент "РГ" попросила поделиться рассказами режиссера и композитора.
- На этом спектакле "выросло" не только несколько поколений зрителей, но и целая плеяда артистов, которые до сих пор служат в нашем театре, - говорит Анна Осипенко. - Я много слышала от актеров про первую постановку, в которой роль главного героя исполняли сегодня уже народные артисты Зоя Виноградова и Виктор Кривонос. О том спектакле ходили легенды. Но, к сожалению, сложно представить спектакль целиком по небольшому количеству сохранившихся фотографий. Я видела следующую версию "Тома", поставленную Аллой Семак.
Сегодня в труппе много молодых ребят, которые, я надеюсь, с таким же удовольствием, как когда-то наши знаменитые артисты, поют и играют эту историю. Ведь и пьеса, и музыка просто замечательные! И то, что это произведение вернулось в репертуар театра - не случайно. Да, многое изменилось. Сергей Петрович Баневич вместе с музыкальным руководителем спектакля Андреем Алексеевым внесли изменения в музыкальную партитуру - сделали новые оркестровки, ввели другие инструменты. Звучание стало более близким к современному мюзиклу, но музыка, которая идет прямо от сердца композитора к сердцу зрителя, осталась неизменной.
Замечательную работу проделал хореограф Владимир Романовский: пластика персонажей, трюковые и танцевальные номера, придуманные им для каждого героя, дополняют и раскрывают интересные музыкальные образы. А то, что наш спектакль получился ярким и выразительным - заслуга художника Сергея Новикова и художника по свету Дениса Солнцева, с которыми мы выпустили уже не одну постановку.
- Замечательные аранжировки сделал Андрей Алексеев. Это не подражание американской музыке 70-х, а лишь ее отблески, создающие пульс, ритм и общее настроение, - отметил Сергей Баневич. - Любое произведение искусства живет своей жизнью, взрослеет, стареет, порой оживляет все вокруг себя, иногда уходит на покой, но для каждого возраста открывается новой стороной. Есть прекрасное воспоминание Паустовского о том, как в детстве он познакомился со сказками Андерсена: "Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые. Это я понял гораздо позже".
"Приключения Тома Сойера" - книга знаменитая, главное - она живет. Почему я решил сделать новую редакцию? Поменялась публика, изменились дети, у них другие ощущения - и звуковые, и смысловые. Я подумал, что больше всего "Том Сойер" близок к моей любимой книге "Над пропастью во ржи" Сэлинджера. Мир детей полон радости, счастья, безумия, детства, верности, преданности. И есть другой мир - чужой, где живут те, кто "звонит в колокола", считает деньги. Те и другие не понимают друг друга.
Мы сократили книгу, убрали назидательность, клерикальность, педагогические экскурсы и оставили этих ребят один на один со зрителями, которые смеются, улыбаются, переживают, понимают их хулиганства. Дети хотят быть свободными, не желают жить как их родители. Прощаясь с публикой, герои как будто говорят нам: за нами придет другое поколение, еще честнее, добрее, веселее, а потом придут другие. И так будет меняться мир.
Анна Осипенко с 2017 года исполняет обязанности главного режиссера театра. Окончила в 2008 году Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (мастерская народного артиста России Александра Петрова). Сотрудничала с музыкальными театрами Омска, Саратова, Рязани, Казахстана, Словакии.
Спектакли в Театре музкомедии: "Таинственный сад", "10 Невест и ни одного жениха", "Свадьба в Малиновке", поставила музыкальную фантазию "Холопка" в Гатчинском парке, режиссер Международного фестиваля "Оперетта - Парк" в Гатчине.
Сергей Баневич - заслуженный деятель искусств РСФСР. Окончил в 1966 году Ленинградскую консерваторию по классу композиции. Автор опер "Белеет парус одинокий", "История Кая и Герды" и других, оперы-балета "Русалочка", мюзиклов "Месс-Менд", "Стойкий оловянный солдатик", оперетт "Сорочинская ярмарка", "Остров сокровищ", сочинений для оркестра, вокальных циклов "Васильевский остров", "Петербургская литания" для смешанного хора a cappella на стихи А. Ахматовой. Пишет музыку для кинофильмов ("Никколо Паганини", "Завещание профессора Доуэля", "Замри-умри-воскресни", "Одна война". "Две женщины"). Автор песен "Дорога без конца", "Солнышко проснется", музыкального спектакля "Земля детей". В 2017 году удостоен Медали имени Михаила Чехова за выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства, в 2018 году награжден Орденом Почета.