РЭЦ обещал открыть зарубежные хабы-коворкинги еще в 2017 году, когда они появятся?
Михаил Мамонов: У нас определены две точки - ОАЭ и Вьетнам. Начнем со страны, но в случае с Дубаем это может быть решение на регион. Вьетнам сам по себе довольно емкий рынок, но созданный там хаб может покрывать и другие точки в странах АСЕАН.
Для их создания нужно решить ряд технических вопросов. Такой хаб не стоит больших денег и легко оправдывает бюджетные инвестиции. Мы и так знаем про высокую успешность ИТ-решений, которые наши компании предлагают, поэтому постоянная экспозиция, действующая 365 дней в году со специализированной компанией-оператором, которая сможет привлекать заинтересованных покупателей, уверен, кратно увеличит эффективность продвижения нашей ИТ-продукции на зарубежные рынки. Такой эксперимент мы провели с павильонами по продвижению аграрно-промышленной продукции. Они показали свою эффективность, поэтому у нас накоплены аргументы для выделения средств на проект.
Почему возникают заминки?
Михаил Мамонов: Главный вопрос в том, готовы ли российские компании платить зарплату своим сотрудникам. Государство фактически берет на себя 80 процентов их затрат, компании стоит только направить своего представителя в страну на постоянной или ротационной основе. Уже ряд компаний заинтересован в этом.
Надеюсь, что в течение этого года мы получим деньги и сможем начать процесс оформления такого хаба. Успеем ли мы в этом году хаб открыть, вопрос технический, потому что у бюджетных процессов есть своя логика. К концу 2018 года мы создадим эту инфраструктуру, чтобы уже в 2019-м появился первый хаб во Вьетнаме.
Планируются ли новые меры поддержи экспортеров?
Михаил Мамонов: Вопрос скорее не в поиске новых инструментов как таковых, а в кумулятивном эффекте и разумном координировании существующих. У РЭЦ сейчас много инструментов, которые можно направлять на продвижение российской продукции за рубежом. Это компенсация затрат на участие в специализированных выставках и бизнес-миссиях, которые в том смысле выгодно отличаются от выставок, что компании едут, заранее понимая, с кем они встретятся. И те, с кем они встретятся, тоже заранее знают, кто к ним едет и зачем. То есть это уже предварительная стадия предметных переговоров.
Кроме того, мы эффективно компенсируем расходы по сертификации и патентования продукции на зарубежных рынках. У нас действует программа Made in Russia, которая направлена на продвижение российских товаров за рубежом. В этом смысле ИТ-решения в первую очередь и российский высокотех - партнер благодарный. Это те продукты, где у России есть конкретные объективные преимущества.
Какие именно?
Михаил Мамонов: Мы играем на высокотехнологичных рынках на равных. Рынки и продукты новые, все начинали примерно с одной и той же точки. Более того, Россия с точки зрения качества мозгов - тех самых пролетариев умственного труда - по-прежнему высоко котируется на мировых рынках. 70 процентов всех глобальных мероприятий, посвященных блокчейну и аналоговым технологиям, проводятся в мире на русском языке, потому что на них русские люди общаются с русскими. Способствует успеху наших ИТ-решений, в первую очередь в сфере ИТ-безопасности, тот хайп, который США создали вокруг якобы российского вмешательства в американские выборы. Как ни странно, это работает на руку компаниям. Те решения, которые позволяют даже на уровне высокой теории такого рода действия предпринять - речь идет не о факте, а о восприятии, - хорошо котируются.
Другим преимуществом российских решений является готовность крупных игроков отдавать их вместе с исходным кодом. В отличие от других технологических платформ мы не оставляем себе лазейки, чтобы в дальнейшем использовать эти системы себе на пользу или кому-то во вред. В этом смысле мы самые конкурентоспособные.
Каковы итоги электронного экспорта за 2017 год?
Михаил Мамонов: По разным оценкам, объем проданных за рубеж только ИТ-решений составил 8-10 миллиардов долларов. Это крайне перспективная ниша, и надо признать, что не всегда и не везде это заслуга РЭЦ.
У крупных игроков есть естественный ограничитель - емкость внешних рынков. В случае с ИТ источником будущей прибыли является не улучшение существующих решений, а новые решения, которые создают новые рынки и новые емкости. Мы помогаем как раз тем компаниям, которым не хватает мощности и сил для того, чтобы выйти на зарубежные рынки. И здесь наши усилия - РЭЦ, "Сколково" и РВК - могут принести пользу.
Рынок высоких технологий очень важен для нас, поскольку вопреки другим рынкам, где приходится бороться с известными разработчиками и пионерами индустрии, это - развивающийся рынок, где все находятся приблизительно на одном уровне. Основные страны - покупатели нашего "железа" и софта - расположены на глобальном юге - от Ближнего Востока до стран АСЕАН, хотя некоторые решения востребованы в Европе и США.
Будет ли система субсидий экспортерам переформатирована?
Михаил Мамонов: Это всегда объективный процесс требования рынка к государственным мерам поддержки, чтобы они были более гибкие, прозрачные и незабюрократизированные. Но чтобы мы могли меры поддержки оптимизировать, кастомизировать и всячески подладить под нужды потребителя, необходимо, чтобы он выражал свою позицию.
Бизнесу недостаточно сказать - это не работает так, сделайте лучше. Вы нам подскажите, как это лучше должно выглядеть, потому что всегда есть разумный баланс между эффективностью, прозрачностью и доступностью инструмента и наличием достаточного количества механизмов сдерживания, чтобы им нельзя было злоупотребить. Мы готовы перенастраивать эту работу, но лучше, чтобы рынок нам подсказал, какие изменения необходимы.
Отслеживаете KPI участия бизнеса в выставках?
Михаил Мамонов: Мы стараемся мерить результат не в вывезенных головах, а в заключенных контрактах. Но мы не вправе обязывать компании раскрывать коммерческую тайну и сообщать нам об объемах и стоимости подписанных договоров.
Тем не менее по ощущениям выставки эффективны. Мы провели уже около 10 российских специализированных гастровыставок, показатель варьируется от страны к стране, но в среднем на 1 рубль, потраченный на эти мероприятия, экспортеры получают не менее 12-15 рублей в заработанных контрактах. Я говорю "не менее", потому что целый ряд компаний признается, что контракты заключены, однако внутренняя политика мешает им обозначить даже параметры их объемов. Да и любая выставка или бизнес-миссия имеет отложенный эффект, нет такого, что мы приехали и через два часа получили контракт, их количество надо замерять нарастающим итогом через несколько лет.
Безусловно, есть компании, которые недостаточно активно ведут себя на выставках. К сожалению, государство не может взять на себя все функции бизнеса. Главным является слово "предприниматель", человек, который предпринимает что-то, а не просто стоит на стенде и пьет кофе.
Как показали себя субсидии на размещение экспортеров на электронных площадках?
Михаил Мамонов: Мы открыли пять площадок, теперь их необходимо насытить товарами. И вот дальше начинается бизнес, который никак не связан с онлайном. Этот товар должен пройти сертификацию, получить стикеровку, заключение карантинных и ветеринарных служб страны пребывания.
Мы стараемся максимально ускорить этот процесс, но без грамотного уверенного и готового проходить все эти процедуры экспортера это невозможно. Российский бизнес тоже должен критично относиться к себе. Не вся наша продукция может быть конкурентна на рынках, где доминирует покупатель. А Китай это рынок уже довольно изощренного богатого среднего класса, который всякое видал. При этом наша продукция имеет безусловное преимущество у китайцев, поскольку она высокоэкологичная. У нас суровые требования к производителям, наш потребитель хорошо защищен. Например, у нас запрещено ГМО, для китайцев очень важно. Наша продукция конкурентоспособна, но китайцы мало что о ней знают. У них нет пищевого образа России. И наша задача в этом году - потратить деньги именно на продвижение этих пяти точек и товаров, которые там будут размещены.