издается с 1879Купить журнал

"Сила государства... в нравственных и умственных его качествах"

Главные деяния императора, вошедшего в российскую историю Царем-Реформатором

Поражение в Крымской войне подорвало престиж России как великой державы и продемонстрировало ее отставание от развитых европейских стран. Перед империей остро встал вопрос модернизации. Для коренной перестройки государственных основ требовались энергичные, образованные, прогрессивно мыслящие чиновники. Александру II приписывают фразу, сказанную в ходе министерских перестановок: "Папа был гений, и ему нужны были лишь усердные исполнители, а я - не гений, как был папа - мне нужны умные советники!"

Советниками, идеологами и проводниками реформ стали либеральные бюрократы - круг высших чиновников, сформировавшийся в последнее десятилетие николаевского царствования в недрах административного аппарата и вокруг идеологов реформ - великой княгини Елены Павловны, тетки Александра II, "первой пружины освобождения крестьян", и великого князя Константина Николаевича, брата императора, убежденного либерала и сторонника коренных преобразований.

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 ГОДА

Факсимиле Манифеста 19 февраля 1861 года по изданию "Великая реформа". 1911 год.

Документы

Манифест от 19 февраля 1861 года "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей". "Высочайше утвержденное Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

Суть

Крестьяне получали личную свободу и гражданские права. Имущество крестьян было признано личной собственностью, однако землю они должны были выкупить у помещика. До заключения выкупной сделки крестьяне оставались "временнообязанными" и за пользование земельными наделами несли прежние повинности. Размеры наделов и повинностей фиксировались в уставных грамотах, составлявшихся помещиком и его крестьянами при участии мировых посредников из дворян. (Одним из мировых посредников был Л.Н. Толстой, который "всегда держал сторону крестьян в ущерб помещикам, чем вызвал неудовольствие как владельцев, так и мирового института"). Выкупать землю крестьяне должны были общиной. 20% выкупной суммы вносила община, а остальные 80% крестьяне получали в кредит от государства под 6% годовых сроком на 49 лет. С 1 января 1907 года выкупные платежи были отменены.

Итоги

23 миллиона подданных получили гражданские права. Начал формироваться рынок рабочей силы, однако крестьянское малоземелье породило болезненный аграрный вопрос.

Реакция современников

"Да разве это настоящая воля! Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами". Н.А. Некрасов.

"Закон 19 февраля 1861 года не мог остаться отдельным, изолированным актом: это был краеугольный камень общей переработки всего государственного строя". Д.А. Милютин.

"Одна из ярчайших страниц, украсивших историю всего человечества, с той поры как люди пишут ее, была начертана рукою Вашего императорского величества, когда эта рука расторгла узы двадцати миллионов рабов. Американцы особо ценят возможность чествовать государя, совершившего столь великое дело". Марк Твен.

Осмысление историков

"Крестьянская реформа была исходным моментом и вместе конечной целью всего преобразовательного дела. С нее предстояло начинать это дело, и все другие реформы, из нее вытекавшие как неизбежные следствия, должны были обеспечить успехи ее исполнения и в успешном ее исполнении сами находили себе опору и оправдание." В.О. Ключевский.

"В целом реформа 1861 г. была для России самой важной из реформ за всю ее историю. Она послужила юридической гранью между двумя крупнейшими эпохами российской истории - феодализма и капитализма". Н.А. Троицкий.

"Под влиянием ряда факторов в пореформенной деревне сохранилось много пережитков крепостного права. Их изживание в общих чертах завершилось только к 1907 году, вместе с прекращением выкупных платежей, отменой подушной подати и круговой поруки". Б.Н. Миронов.

Б. Кустодиев. Чтение Манифеста об освобождении крестьян. 1907 год.

Отражение

А.Н. Майков. Поля.
Г.П. Данилевский. Воля (Беглые воротились).
Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.
Л.Н. Толстой. Плоды просвещения.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Убежище Монрепо, Портной Гришка.
Б.М. Кустодиев. Освобождение крестьян. 1907.
Г.Г. Мясоедов. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года. 1873.
А.Л. Красносельский. Сбор недоимок. 1869.
А.И. Корзухин. Сбор недоимок. 1868.
В.В. Пукирев. Сбор недоимок. 1870.
К.А. Трутовский. Сбор недоимок на селе. 1886.

А. Красносельский. Сбор недоимок. 1869 год.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА

Документы

"Судебные Уставы 20 ноября 1864 года с изложением рассуждений, на коих они основаны".

Суть

По новым судебным Уставам судебный процесс организовывался как состязание адвоката (присяжный или частный поверенный) и прокурора. Заседания проходили гласно. При рассмотрении уголовных дел присутствовали присяжные заседатели. Судьи назначались пожизненно и потому были независимы от администрации. Вводился принцип бессословности суда. Основными судебными инстанциями становились мировой и коронный суд. Мировой суд имел упрощенное судопроизводство и рассматривал гражданские иски до 500 рублей и мелкие уголовные преступления, мировые судьи избирались уездными земскими собраниями. Коронный суд состоял из Окружных судов и Судебных палат. Кассационные департаменты Правительствующего сената и Верховный уголовный суд рассматривали дела о преступлениях чиновников высшего ранга. Предварительное следствие из ведения полиции передавалось судебным следователям. C 1871 года следствие по политическим делам осуществляла политическая полиция - жандармерия, с 1878 года решение таких дел было передано военным судам.

В связи с подготовкой судебной реформы 17 апреля 1863 года именным высочайшим указом были отменены телесные наказания по приговорам гражданских и военных судов.

Итоги

Судебная власть полностью отделялась от административной, судебное следствие от полицейского, появилась процессуальная независимость, суд становился бессословным и гласным.

В. Маковский. Осужденный. 1879 год.

Реакция современников

"Гласность суда устранила влияние канцелярии и взяточничество; состязательность повела к развитию более энергичной деятельности сторон в процессе; устранение формальной теории доказательств оградило общественную безопасность от преступников наиболее опасных; ограничение судебного разбирательства по существу двумя инстанциями значительно ускорило ход уголовных дел; отделение судебной власти от административной "поставило судебную деятельность на высоту, какой она никогда прежде не достигала". И. Я. Фойницкий.

"Мировой суд - краеугольный камень главного, скорого, правого и милостивого суда". Д. Н. Замятин.

"Судебная реформа... заменила процедурой гласной, скорой, публичной, с адвокатами и присяжными, старую процедуру писания при закрытых дверях, которая медленно тянулась через дюжину инстанций". А. В. Головнин.

Осмысление историков

"Судебная реформа являлась наиболее последовательной из буржуазных преобразований этого периода, однако и она содержала известные феодально-крепостнические пережитки, что отразилось в сохранении крестьянского, военного и духовного судов, а также в порядке подсудности должностных лиц". П. А. Зайончковский.

"Позитивные нормы, доктрина, судебные разъяснения (толкования) Сената конца XIX века и сейчас воспринимаются как более чем актуальные и современные. Однако и те "недоумения"... которые вызывали изменяющаяся судебная практика, пробелы в законодательстве, нелогичные и неточные толкования законов, неверная правоприменительная практика, все еще не разрешены." Н. С. Бочарова.

К. Лебедев. В земском собрании. 1907 год.

Отражение

А. П. Чехов. Сирена, Унтер Пришибеев.
Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы.
Л. Н. Толстой. Живой труп, Воскресение.
Н. А. Касаткин. В коридоре окружного суда, 1897.
М. И. Зощенко. Волостной суд. 1888.
В. Е. Маковский. Оправданная. 1882., Осужденный. 1879.

РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:
ЗЕМСКАЯ 1864 ГОДА, ГОРОДСКАЯ 1870 ГОДА

Документы

"Положение о губернских и уездных земских учреждениях" 1 января 1864 года; "Городовое положение" 16 июня 1870 года.

Суть

В губерниях и уездах были учреждены земства - выборные органы местного самоуправления. В их компетенцию входили хозяйственные вопросы, земства были лишены политических функций. Земскими учреждениями являлись уездные и губернские земские собрания, а также уездные и губернские управы как их распорядительные исполнительные органы. Гласные избирались от трех курий - уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Земства развернули широкую практическую деятельность, прежде всего в области медицины и образования. Одной из важнейших заслуг земской медицины стало возникновение врачебного участка на селе. Земства создали широкую сеть начальных сельских школ.

Городская реформа строилась на тех же принципах, что и земская, - бессословности и выборности. В выборах могли принимать участие мужчины старше 25 лет, удовлетворявшие требованиям имущественного ценза, в соответствии с которым выделялось три разряда (курии) избирателей. Сначала создавалось городское избирательное собрание, которое раз в четыре года выбирало "гласных" в городскую думу. Та в свою очередь выбирала городскую управу - исполнительный орган общественного самоуправления. В ведении городской управы были проблемы городского хозяйства, составление общегородских смет, взимание местных сборов.

Итоги

Реформы местного самоуправления содействовали развитию местной инициативы, хозяйства и культуры, стали первыми шагами к становлению гражданского общества.

Цензурный комитет. Редакторы журналов отстаивают свои статьи 1. Н. А. Некрасов. 2. В. С. Курочкин. 3. С. С. Громека. 4. М. М. Достоевский. Карикатура из журнала "Искра". 1862 год.

Реакция современников

"Они (земские учреждения. - Авт.) как бы намек на что-то, как бы начало неизвестно чего-то и походят на гримасу человека, который хочет чихнуть, но не может". М. Н. Катков.

"Слово "земство" наводит страх в сферах". Великая княгиня Елена Павловна.

"С самого открытия земских учреждений возникали недоразумения, повредившие в самом корне развитие у нас местного самоуправления. С одной стороны, выразилось явное недоверие правительства, которое поставило себе задачей ревниво ограждать свое самодержавие от всякой возможной попытки земства присвоить себе самостоятельное значение. С другой стороны - земство оказалось неудовлетворенным предоставленным ему кругом действий и с первых же своих шагов уже выказало неосторожно желание выйти из предназначенных ему рамок". Д. А. Милютин.

Билет цензурного комитета. 1870 год.

Осмысление историков

"Возникновение в 70-80х годах XIX века земского либерально-оппозиционного движения, с которым вынуждено было считаться правительство, стало важным фактором общественно-политической жизни страны... тот авторитет, который они имели среди широких слоев населения благодаря своей эффективной, часто построенной на одном энтузиазме работе, создавал в их лице альтернативный центр силы в провинции". Г. И. Герасимов.

"Начала "самоуправления", положенные в основу земской, а затем и городской реформ, в известной мере отвечали интересам и самого правительства, так как позволяли ему передать общественному управлению некоторую часть дел, с которыми все сложнее было справляться бюрократическому аппарату". В. А. Нардова.

"Принципиальной основой земского самоуправления явилось привлечение к непосредственному участию в работе тех групп и лиц, нужды которых обслуживались. Так ломалась строгая корпоративность российского общества, и складывалось общество граждан". В.Ф. Абрамов.

Отражение

М. Е. Салтыков-Щедрин. Земский деятель.
М. А. Булгаков. Записки юного врача.
А. П. Чехов. Неприятность, Темнота, Беглец и др.
Г. Г. Мясоедов. Земство обедает. 1872.

Реформы в области печати 1863-1865 годов

Документы

"О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати", "О некоторых переменах и дополнениях в действующих ныне цензурных постановлениях" 6 апреля 1865 года.

Суть

В 1863 году надзор за печатью был передан из Министерства народного просвещения в Министерство внутренних дел. Цензурная реформа 1865 года отменяла предварительную цензуру на оригинальные и переводные сочинения большого объема, издания академий, университетов и научных обществ и центральные периодические издания. Для этих изданий вводилась карательная цензура, т.е. в случае отступления от цензурных норм и требований автор нес ответственность в судебном порядке.

Итоги

Карательная цензура дала возможность динамичного развития газет и журналов.

Реакция современников

"Система административных взысканий еще более заражена произволом и несправедливостью, нежели предупредительная цензура, ибо наказывает за вину, непредвиденную никаким положительным законом". М.Н. Корф.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА 1874 ГОДА

Н. Пимоненко. Проводы запасных.

Документы

"Положение о военно-окружных управлениях" 6 августа 1864 года; "Манифест о введении всеобщей воинской повинности" и "Устав о воинской повинности" 1 января 1874 года.

Суть

В целях децентрализации системы управления войсками были созданы военные округа, произведена реорганизация офицерского корпуса, сокращена численность армии в мирное время и модернизировано ее вооружение. Открылись юнкерские училища, что повысило уровень образования офицеров. Были облегчены условия солдатской службы, отменены телесные наказания.

По уставу 1874 года рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской. От несения службы освобождались духовенство и учителя. По новому закону в армию призывались молодые люди, достигшие 20 лет. Правительство каждый год определяло нужное количество новобранцев, остальные годные к службе зачислялись в ополчение. Срок службы составлял 15 лет: 6 лет в строю, 9 в запасе. Лица с образованием служили меньше. Не подлежали призыву единственный сын у родителей и единственный кормилец в семье.

Итоги

Создана мощная боеспособная армия.

Император Александр II на кухне госпиталя. Русско-турецкая война 1877-1878 годов.

Реакция современников

".... одной из главных задач, предстоявших Военному министерству, было поднятие нравственного уровня нашей армии, как относительно нижних чинов, так и офицеров". Д.И. Милютин.

"Общее преобразование наших военных учреждений, начавшееся с 1862 года, справедливо может быть названо девятнадцатым февраля русской армии". Р.А. Фадеев.

Осмысление историков

"Реформа Милютина была выигрышна для России даже чисто экономически, ибо способствовала ускоренному росту железных дорог как необходимого условия для мобилизационных и демобилизационных акций в такой обширной стране, как Российская империя". Н.А. Троицкий.

Отражение

А.И. Куприн. Поединок, Юнкера.

И.Е. Репин. Проводы новобранца. 1879.

К.А. Савицкий. На войну. 1888.

Н.К. Пимоненко. Проводы новобранцев (неизв.).

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ 1863-1864 ГОДОВ

А. Морозов. Сельская бесплатная школа. 1865 год.

Документы

"Университетский устав" 18 июня 1863 года, "Устав гимназий и прогимназий" 19 ноября 1864 года, "Положение о начальных народных училищах" 14 июля 1864 года.

Суть

Высшее образование: новый Университетский устав возвращал университетам автономию, которую ликвидировал устав 1835 года, перестроил научную и учебную работу в соответствии с потребностями развития страны. В 1878 году был открыт первый женский вуз - "Бестужевские курсы", а также курсы в Москве под руководством профессора В.И. Герье.

Среднее и начальное образование: в империи создавалась доступная всесословная система образования. Дети купцов, мещан, крестьян вновь получили право учиться в гимназиях. Кроме государственных образовательных учреждений разрешалось создавать частные - и мужские, и женские. Гимназии и училища в России были разделены на классические и реальные. Классические гимназии давали гуманитарное образование, реальные - математическое и естественно-научное. Однако образование было платным. Для тех, кто не мог оплатить обучение, оставались начальные церковно-приходские и появившиеся земские школы.

Итоги

Была расширена сеть школ, организована всесословная система образования, восстановлена университетская автономия. Однако уже в 1866 году, с приходом нового министра, система школьного образования вновь была пересмотрена.

Реакция современников

"Несомненно, этот устав сыграл крупную роль в развитии наших университетов. Он поднял нравственный и научный авторитет советов, в самое преподавание научных дисциплин он вдохнул живой дух; шестидесятые годы - это поистине расцвет русской науки, властно себя проявляющей". И. М. Соловьев.

Осмысление историков

"Подготовка нового устава проходила в обстановке неслыханной прежде гласности; в стране развернулась широкая педагогическая дискуссия, где сторонники обеих образовательных концепций - как традиционно-классической, так и реально-практической - могли высказать свои аргументы, представив их в министерство А.В. Головнина, близкого к великому князю Константину Николаевичу, родному брату императора, вождю либеральной партии в России". Г. П. Изместьева.

Отражение

Д. И. Стахеев. Студенты.
Н. Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы.
Н. А. Ярошенко Курсистка. 1880.
В. Е. Маковский. В сельской школе. 1883.
Д. Е. Жуков Провалился. 1885.
Н. П. Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897.